Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 19

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД XV-XVII В.

1.  Общая характеристика политико-правовых учений данного периода.

2.  Политико-правовые учения стяжателей и нестяжателей.

1. С XIII по XV в. политико-правовая мысль сместилась в Литву, её не было в Москве. 14-15 в. Московское княжество начинает выступать центром собирания киевского наследия.

Основные направления политико-правовой мысли:

·  обоснование притязаний на киевское наследие;

·  обоснование притязаний на великокняжеский ярлык;

·  обоснование притязаний на объединение всего православного населения.

Две направленности политико-правовой мысли: религиозное и светское.

Религиозное характеризуется наличием 2 противоборствующих течений: стяжательство и нестяжательство(?).

Светское:

·  идеология сословно-представительской монархии – Фёдор Карпов, Иван Пересветов;

·  идеология абсолютизма царской власти (Иван Грозный);

·  идеология противостояния царскому абсолютизму (Андрей Курский, Новгородские посадники Борецкие).

Московские учения характеризуются московским церковным национализмом. Для Киевской Руси традиционным было выявление старшинства города по его возрасту. Чем древнее, тем большее политическое влияние. Киевская церковная митрополия в данное время перемещается сначала во Владимир, а затем распадается на Литовскую и Московскую митрополию.

Во всех светских политико-правовых учениях данного периода рассматривается вопрос о противопоставлении правды, выраженной в иных религиях неправде православных. Гибнет Констатинополь – все политико-правовые учения данного периода обращаются к опыту падения Констатинополя. В качестве условия для принятия на службу в Московское княжество становится обязательно непринятие православия. Возникает понятие «Священная Русь».

2. Различие данных воззрений – по допущению правом монастырского землевладения. Для православия традиционно деление на белое (священнослужители) и чёрное (монахи) духовенство. В это время Москва ведёт активные военные действия. Иван III обращает своё влияние на монастырские земли. В 13-15 в. в Греции возникает новое монашеское течение – исыхазм – то есть постижение бога добрыми делами, нестяжанием, молитвой. Исконные монашеские обеты – послушание, нестяжание (не стремились к накоплению богатств), безбрачие. Нестяжатели выступали против церковного землевладения, против смешения государственных и церковных институтов, фактически стремились к разделению государства и церкви как взаимодополняющих институтов. Спор – может ли монастырь иметь земли в собственности. Нестяжатель – не может, но церковь должна быть отделена от государства. Нил Сорский – основоположник движения заволжских старцев. Вассиан Патрикеев, Рюрикович, потерпел поражение в борьбе за трон, был сослан в монастырь. Максим Грек – получил юридическое образование, постригся в доминиканцы, позже – в православные монахи. На Руси стал книжником. Нестяжатели проиграли. Максим Грек исправлял богослужебные книги и обнаружил, что многие из них являются подложными. Но оказывается, что ошибка была сделана ещё Кириллом и Мефодием.

Иосиф Выгодский(?) – идеолог стяжательства считал, что церковь должна иметь земли для выполнения своих социальных функций. Церковь и государство – единый организм (классическое перенесение Византийского принципа на российский манер). Князь ставится от бога, должен выполнять все заветы от бога. Если он нарушает заветы и божьи права, то он называется мучителем, а его правление становится тиранией. Против мучителя можно и должно поднять восстание. Василий III пытался отнять церковные земли. Никто не имел права дотронуться до руки помазанника божьего. За грехи царя расплачивался весь народ посредством войн, недородов и так далее. Церковь освящает царскую власть, царская власть должна поддерживать церковь.

Концепция «Святой Руси», падение Констатинополя, разрыв Москвы и золотой Орды обусловило стремление части народа к исключительной роли Московского княжества.