Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 13

1)  право рассматривается с точки зрения философии как jus, некая абстрактная справедливость, которая должна преломляться на земле.

2)  Lex – право это только норма, признанная государством (легистсткий подход).

Католическая церковь объединяет всю западную Европу. Папство и империя в Европе достигают максимального апогея. Европа разделяется на национальные государства, третье сословие перестаёт устраивать существующая власть католической церкви.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ИСЛАМА.

1.Характеристика ислама как религиозного учения. Ислам – это развитие иудаизма, которое произошло среди арабских племён в VI-VII в. н.э. Прародитель арабов – Измаил. Ислам признаёт единство бога, который создал всю вселенную, небесную иерархию и человека. Коран – это по-другому изложенный Ветхий Завет. Бог Аллах даёт людям ислам, чтобы можно было вернуться к богу. Соблюдая нормы, человек мог достигнуть спасения. Мусульманин – это человек, исповедующий принципы ислама. Ислам не имеет национальностей, не имеет территориальных границ. Это единое, неизменное учение. Основа – жизнь по справедливости, соблюдение заповедей бога.

Пророчество в отличие от христианства – основная черта ислама, то есть пророк – человек, которого бог посылает проповедовать принципы ислама. Пророки – это Адам, Ной, Давид, Соломон, Заратустра, Будда, Исус, Дева Мария. Любой пророк нёс на землю ислам. Первоначально пророки могли приходить в каждую нацию и проповедовать ислам применительно к местным традициям, мусульманину одной традиции не нужно соблюдать мусульманство другой традиции. Господь посылает очередного пророка в случае, когда пророчество предыдущего пророка закончились, а божественные слова смешались с человеческими. Отсутвие первоначального религиозного текста – это основание для появления нового пророка. В исламе Христос – пророк, в христианстве – бог. К VII в. пророчество себя исчерпало. Мусульманство делится на две части:

1)  Дин – основы вероучения.

2)  Шариат – конкретноые нормы, регулирующие нормы поведения человека на основе Дин.

Мусульмане выделяют четыре вида прав в своих учениях:

1 права бога Аллаха:

·  права Аллаха на поклонение. Включает:

а) признание бога единым;

б) 5-тикратную молитву;

в) непочитание древних богов.

·  право Аллаха на милостыню (закят): наиболее богатые мусульмане должны подавать 25% имущества бедным;

·  право на Хадж, то есть раз в жизни мусульманин должен совершить паломничество в Мекку;

·  ураза (пост) мусульманин один раз в год не должен есть днём в течении 40 дней;

·  право на джихад. Мусульманин должен защищать свою веру всеми средствами, отдавая собственную жизнь.

Мусульманство признаёт своё единство, то есть оно смешивалось в государственным принуждением позже чем христианство ==> все мусульманские государства – члены одной большой семьи. В случае преследования ислама в какой-либо стране, остальные должны оказать помощь.

2 права человека. Человек, как создание Аллаха, имеет определённые права в данной жизни, но Аллах запрещает некоторые виды деятельности, которая может показаться реализацией прав человека, однако наносит ему вред. Ислам запрещает пьянство, азартные игры, ведение развратного образа жизни. Ислам не признает монашества. Аллах не требует жёсткого подчинения, так как это не должно нарушать права других лиц.

3 права общины. (Других людей). Жизнь мусульманина должна проходить в полном согласии с мусульманской общиной, то есть человек не должен противопоставлять себя обществу. Человеку запрещено любое поведение, которое наносит вред обществу ==> запрет разврата, азартных игр.

4 права других существ. В качестве таковых рассматриваются ангелы, животные, растения. Ангелы – это более низшие существа, чем человек. Ангелы призваны служить человеку и направлять его на путь истинный. Они могут корректировать путь человека. Человек должен слушать, но не поклоняться ему. Все живые существа созданы для человека, но он не должен убивать или использовать их ради забавы. Лишение кого-либо жизни должно происходить наиболее безболезненным путём и только для удовлетворения насущных потребностей. Мусульманин не имеет права рубить деревья без особой надобности – иначе преступник. Учёный-мусульманин никогда не должен заниматься наукой, которая может принести вред человеку, а должен отказаться от этого предмета.