Государству передаются права в области управления, экономики, распределения. Государство имеет абсолютное право регулировать религиозные отношения – законы государства в этом плане являются абсолютными. Считается, что Спиноза был сторонником веротерпимости. Естественное право выводится не из разума (Гроций), а из мощи природы (пантеизм). Государственные образования возникают у всех народов – считать разум критерием естественного права нецелесообразно. Естественное право заложено в самой природе, и она развивается по естественному праву. Бог не может существовать вне естественного права и не может его нарушить, несмотря на то, что он абсолютен.
Природа у Спинозы разумна, она органично и правильно устроена, следовательно, законы природы можно применять к человеческому общежитию. Государство – это верховная власть, которая имеет право оценивать действия своих подданных и имеет право ограничивать их действия, может противоречить естественному праву. Государство образуется для общественной пользы – если гражданина нахуй-нахуй ограничением, то это для его же пользы.
Государство не нахуй-нахуй над людьми, оно упорядочивает отношения на основе одного эталона.
Ограничения власти:
1) власть определяется пользой населения;
2) власть не распространяется на сферу личных отношений граждан;
3) власть должна выполнять волю населения, т.е. власть связана общественным мнением.
Спиноза отвергает право на восстание, но если государство нарушает свои обязательства перед гражданами, то оно нарушает нормы публичного права à общественный договор с таким государством ничтожен – население имеет право перезаключить договор. Сопротивление государству в частном порядке незаконно. Все войны допустимы и война всегда ведется за право, т.е. цель войны – мир, возникший в результате договора. Таким образом, МП – право, которое создается людьми и отражает стремление природы к единству. Спиноза придерживается Аристотеля и выделяет три формы правления:
· монархию;
· аристократию;
· демократию.
Наиболее приемлема демократия, но в некоторых случаях допустимы и монархия с аристократией. Спиноза считает, что все предыдущие учения рассматривали государство с идеалистической точки зрения, предлагали несуществующие проекты или придавали своим воззрениям статус истины. В стремлении рассматривать реальное государство, реальные отношения он использует дедуктивный метод, стремится доказать любое из своих положений. Монархия может быть хорошей формой правления лишь в случае, если в ней есть Совет, избираемый населением, Совет нахуй-нахуй монарха и ознакамливает его с волей народа.
Аристократия – более предпочтительная форма, так как власть принадлежит людям и эти люди могут выбрать правильный способ поведения. Аристократия должна быть значительной (1 патриций должен приходиться на ~50 плебеев, народ во власти тогда не участвует, но является сдерживающим фактором).
Демократия – власть народа, выраженная через выборы. Власть может и не быть народной. Идеал – федеративная аристократия, которая может максимально учитывать интересы населения.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ АНГЛИИ ПЕРИОДА БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1. Общая характеристика.
2. Томас Гоббс.
3. Джон Локк.
1. Англия занимает особое место в системе европейских государств. Англия не входила в систему Священной Римской Империи, рано порвала с католицизмом, не восприняла римскую систему права. Английское право развивалось по пути процедуры, но не получило формулировку нормы. В результате Столетней войны Англия потеряла почти все свои владения на континенте, в ней бароны навязали свои интересы власти. Имеется опыт ограничения центральной власти. Таким образом, это уникальная система. В течение английской буржуазной революции был востребован весь спектр политико-правовых учений. Их характеристика:
· религиозная подоплека;
· активное использование термина «народ» и использование различных теорий сущности и происхождения власти.
Политико-правовые учения подвергаются влиянию следующих политических и правовых доктрин:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.