Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 24

3. Джон Локк – английский политический деятель, юрист. В 1682 г. В Англии происходит Славная революция, свергается абсолютный монарх, на престол восходит Вильгельм Оранский. Буржуазия и дворянство заключили конституционный компромисс, согласно которому власть короля ограничивалась и расширялись полномочия парламента. !690 г. – трактат «Два трактата о государственном управлении» – теоретически обосновывает существование данной ситуации. Начинает с общественного договора. Первоначально существует золотой век, люди имеют равный масштаб прав. Но не равны их силы и возможности – возникает частная собственность и неравенство. Для ликвидации неравенства люди передают часть политических прав вновь созданному государству – естественное право преобразуется в политическое или позитивное право.

Государство возникает как способ, институт организации на разумной основой общежития людей. Люди в государстве не лишены полноты прав, за исключением тех, которые переданы государству.

Государство должно выполнять волю людей и соблюдать общественный договор. Если государство его нарушает, народ имеет право на восстание и изменение формы правления. Основа тирании – возможность соединения всей полноты власти в одних руках. Для ликвидации тирании предлагает разделить полномочия власти между различными органами. Гоббс выступает против этого, т.е. власть едина, действительно происходит от Бога. Но люди сами вправе, если власть нарушает общественный договор, изменить ее.

Локк выделяет:

·  законодательную власть (парламент);

·  исполнительную власть (король);

·  федеративную власть (король).

Судебная власть входит в систему исполнительной власти.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1.  Общая характеристика.

2.  Вольтер.

3.  Монтескье.

4.  Руссо.

1. Просвещение – тот исторический период, когда идея буржуазной революции трансформировалась в общественное правосознание, а затем вылилась во Французскую буржуазную революцию. Характерно для континентальной Европы, где не было буржуазных революций. Происходило заимствование моделей, отработанных в Англии и Голландии. В эпоху Просвещения французы начинают идеализировать достижения буржуазных революций, т.е. из конкретного случая в политической системе конкретного государства делать всеобщий вывод. Основные идеи:

·  свобода;

·  равенство;

·  замена христианства некой универсальной религией;

·  народный суверенитет;

·  разум.

Начало современной идеологии концепции прав человека начинается в эпоху Просвещения, когда на смену религии, как определяющей содержание права, приходят квазидемократические термины. Развивается в рамках феодализма, которые не отвергается существующими мыслителями, т.е. предлагается модернизация строя. Источником права признается изначально человеческий разум. Равенство распространяется не на всех лиц, а только на высшее сословие. Эпоха Просвещения – идеологическое обоснование буржуазной Европы XIX в. Происходит развитие естественных наук и как следствие этого эмпирические знания начинают противопоставляться религии. Начинают появляться первые материалистические идеи. Начинается противопоставление материализма и идеализма. Материализм исходит из результатов осязаемого опыта, отвергает то, что не может быть познано опытным путем.

2. Вольтер – писатель, философ. Не оставил правовых трудов, но оказал огромное идеологическое влияние на всю эпоху Просвещения. Критикует современную ему действительность, острие критики направлено на невежество, предрассудки, суеверие, и т.д. Каждый человек должен стремиться к знаниям для улучшения общественных нравов. Просвещение должно распространяться только на высшие круги общества. Вольтер – сторонник жесткого аристократического монархически-феодального способа правления, но его нужно улучшить путем просвещения. Идеал – философ нахуй-нахуй, который образует народ. Признает религию как естественное средство удержания народа в повиновении. Вольтер против реального равенства, но приветствует равенство формальное, т.е. каждый человек имеет право обладать собственностью. Собственность неимущего – его умение и навыки. В основе философии Вольтера лежит концепция договора и обмена, но фактически стороны в трудовых отношениях неравны. С одной стороны, он борется против предрассудков, с другой – выступает за сохранение религии.