Цицерон выделяет 6 форм правления по количеству царственных персон и по цели правления. Эти формы являются простыми и недолговечными, т.к. отсутствуют сдерживающие факторы. Идеальным является смеш. гос-во, т.е. Др. Рим. Цицерон за свою активную полит. деятельность получил звание защитника Отечества. В основе позитивного права лежит справедливость, причем если позитивный закон несправедлив, то это не право. З-н не м. выходить из правил чел. общежития и з-на природного вообще. З-ны д. издаваться в соответствии с компетенцией, иметь преамбулу, в которой объяснялись причины принятия з-на, а также ссылки на положения естест. права.
Цицерон разработал теорию идеального чиновника. Это д.б. богатый, образованный человек, высоконравственный и высоко моральный человек.
3. Рим не выработал своей гос. идеологии в сфере духовной. В духовной идеологии Рим был пуст. В Риме не было единого культа. Официальный культ – культ императора, который признавался богом, перед статуей которого раз в год приносились жертвы.
В духовной сфере рим. идеи разделялись:
1) эпикурейство – стремление к наслаждению;
2) стоицизм – стремление к аскетизму, к постижению смысла жизни.
Наиб. известны рим. стоики – Сенека и Марк Аврелий Антоний.
Чел. тело не все подвержено внеш. рабству, ибо дух человеческий – господин тела, т.е. свободный дух м.б. и у фактического раба и рабом м.б. свободным.
У Сенеки существует 2 гос-ва:
1) всеобщее гос-во богов, существующее на всей территории земли;
2) временные и частные проявления такого гос-ва, существующие на опред. территории.
Основной догмат стоицизма – отречение от страстей, выполнение своего долга и отказ от удовольствий. Стоики верят в судьбу как в источник развития общества.
Право делится у Сенеки на естественное и позитивное.
Марк Аврелий рассм-т гос-во как 2 града: небесный и всеобщий, земной град. По Марку Аврелию, каждый человек является рабом своего положения, а для освобождения необходимо воздержание.
4. Право имеет божественное происхождение и именуется термином "fas".
Право естественное – "jus". Также римляне использовали термин "lex" – закон.
Право в Риме формулировали несколькими путями:
1) Эдикты преторов. по сути это перечень прецедентов, который претор обязывался защищать во время своего правления.
2) консультации юристов, которые давались в письменной форме в присутствии свидетелей в виде ответа на вопрос. Представляли собой поиск наиболее оптимальной нормы права.
3) постановления Сената, акты консулов, декреты императоров и т.д.
Первоначально рим. право имело множество источников, т.е. каждая норма вырабатывалась на основании права, применяемого к конкретному случаю.
2-3 века – императоры стараются придать статус з-на своей воле. В это время источником права стали признаваться высказывания юристов, т.е. император дает право юристу создавать право.
Свою завершенность рим. право получило в кодификации Юстиниана, которая состоит из 3 частей:
1) Институции, т.е. учебник по рим. праву;
2) Дигесты – собрание высказываний рим. юристов по пр. регулированию;
3) Императорские конституции;
4) в последующем – новеллы.
В Др. Риме высказывания 5 юристов были признаны з-ном, а также высказывания тех юристов, на которых ссылались указанные юристы.
Рим. право делится на частное и публичное. Частное – отношения, входящие в интересы частного лица. Публичное – интересы совокупности людей либо гос-ва в целом.
Римляне разработали теорию лица как субъекта права. Следующее определение правоспособности:
1) раб или свободный;
2) мужчина или женщина;
3) патрон или клиент.
Теории ЮЛ в Риме разработано не было, однако римляне знали и признавали публичные корпорации:
· наличие опред. имени, не связанного с именем членов;
· определенное количество имущества;
· ответственность участников за деяния, совершенные от имени корпорации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.