В Италии начинают образовываться купеческие города-государства. У купца есть свои деньги ==> он не согласен быть низшим. Спустя 2 века из класса буржуазии появляются концепция прав человека, так как им необходимы были политические права.
Марсилий Падуанский считая, что вся власть происходит от бога, выступает против узурпации папой права назначать императора. Не всё христианство подчиняется папе, как языческие, так и христианские страны которые не подчиняются папе самостоятельно назначают своих государей ==> попытка папы влиять на выборы императора – есть превышение своих полномочий. Марсилий Падуанский выступает за отделение церкви от государства, то есть за ликвидацию церковных судов, за ликвидацию вмешательства церковников во власть, то есть император заботится о теле человека, а церковь – о душе.
5.Средневековая юридическая мысль. В средневековье в западной Европе действует параллельно 3 системы юридических норм – римское частное право, каноническое право, обычное право.
Римское право достигает своего рассвета в Византии во время императора Юстиниана. Римское право пришло в Европу как институт Византийской империи.
В Еропе – заимствование римского частного права в первую очередь – в итальянских университетах, то есть учёные обращаются к римскому праву как отработанной системе норм, в основе которой – справедливость. В начале XI в. изучение римского права начинается в университетах Болоньи и Падуи, то есть торговые отношения средиземья начинают требовать единообразия и всеобщего регулятора торгового оборота, то есть местные обычаи для этих целей не подходят. Европа заимствует деление права на частное и публичное. Римское публичное право в Европе не приживётся по причине её раздробленности.
Римское право строилось по принципу равенства прав. Римское право – антагонист религии.
Обычное право в Европе формируется на основе племенных норм и регулируют государственный строй, а также уголовное право и уголовный процесс, то есть обычное право не может конкурировать по отработанности с римским правом ==> оно занимает место публичного права по римской градации.
Каноническое право в его католическом смысле первоначально складывается как комплекс норм, регулирующих отношения внутри церкви. Римская курия свои политические притязания начинает выражает в форме канонического права, которое регулирует:
1) отношения церкви и государства как подчинение государства церкви;
2) отношения между мирянами и клерикалами, то есть право церкви на управление мирянами;
3) это брачно-семейное право;
4) это сфера борьбыс ересью.
Каноническое право в средневековьи определяло содержание всех норм и было волей церкви, облечённой в правовую форму. Право среднековья имело перевес в защиту католицизма.
В результате победы феодальной знати над королём, произвол короля был ограничен, для укрепления ограничения были усилены процессуальные гарантии независимости судей и сторон. В Англии складывается система общего права, которое вырабатывается судами в виде прецедентов, то есть для признания правоотношения правомерным, необходимо обратиться в суд, который проводит судебное разбирательство и устанавливает право. Законодательство короля было сведено к минимуму. В XIII-XIV в. начинает в Англии складывается право справедливости как система норм, выработанных судом лорда-канцлера по отношениям, которые не регулировались общим правом. Право справедливости было ликвидировано в 1870(?) году и стало частью общего права. Статутное право в Англии развивается слабо и мало. Статут не имел права отмены прецедента и статут действует в случаях, если к нему обращались судьи. Траст возникает в Англии как реакция на запрет английской короны на отчуждение земель в пользу монастырей. Земли передавались монастырю в управление с извлечением выгоды. Было разделено право собственника, фактического пользователя и извлекателя выгоды.
Право в средние века рассматривается исходя из 2 школ, которые позже дадут основу иным учениям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.