1) протестантизм (кальвинизм);
2) патриархальная теория происхождения власти;
3) теологическое обоснование своих притязаний;
4) оценка факта казни короля;
5) активное использование термина «частное право»;
6) использование доктрины общественного договора как способа обоснования возможности революции.
В Англии каждое общественное движение имеет свое религиозное обоснование. Причины:
· протестантизм не имеет критерия истины;
· англиканская церковь выполняла ту же функцию, что и Рим по отношению к протестантам – подавление.
Сторонниками королевской власти и ее теоретиками были Клавдий Имвазий, Роберт Фильнер. В основе их учения лежит теологическое обоснование происхождения власти и патриархальная теория происхождения государства.
Противники: пресвитериане – крупная буржуазия, индепенденты – средняя буржуазия, нивелиры (уравнители) – слой городской бедноты и мелкой буржуазии, диггеры (копатели) – против любой церкви и иерархии. Разрабатыватели неразработанной земли. Акцентирую свое внимание на суверенитете народа (носитель власти – народ) – народ может сменить короля и парламент. Доктрина общественного договора используется для определение частного и публичного права; публичное право – те права, которые принадлежат государству по отношению к гражданам. Частное – сфера свободного действия индивидов. Выступает первым основанием за ликвидация монархии, за самодержавие и веротерпимость.
Буржуазия: общественный договор как происхождение власти.
2. Томас Гоббс – юрист, политик, сторонник умеренной монархии. Трактат «Левиафан» – консервативное направление английской буржуазной революции. Разрабатывает теорию абсолютного государства, обязанность которого – управлять обществом во благо его, и государство не должно отчитываться пере частными гражданами за свои действия.
Концепция естественного договора. Люди находятся в состоянии войны всех против всех. Люди обладают всей полнотой естественных прав и объем данных прав зависит от силы индивида, т.е. люди постоянно борются за свои права и интересы, т.е. данное состояние – это состояние войны, но человек наделен нахуй-нахуй и ему свойственно искать выход из сложной ситуации, человек изначально стремится к безопасности. В результате люди, дабы избежать произвола всех, создают организацию или наделяют властью одно лицо, которое имеет право творить произвол по отношению ко всем. По договору граждане передают все публичные права для того, чтобы:
1) в обществе существовал порядок;
2) было организовано правосудие;
3) люди могли жить в мире.
Гоббс выводит ~16 естественных законов:
· людям свойственно договариваться и они должны соблюдать договоры;
· человек должен отвечать за причиненный вред;
· человеку свойственно искать наилучшую фору общежития и т.д. (т.е. это все римское частное право).
Английская правовая система обычно строится на соглашениях и прецедентах. Статутное право особенно не характерно. Государство обладает всей полнотой власти по отношению к гражданам, оно регулирует все отношения граждан: политические, экономические, культурные, образовательные и др. Граждане сохраняют право делать все, что не запрещено государством, самостоятельно вести гражданскую жизнь, вступать в договоры и т.д., при этом цель государства – обеспечить правопорядок; государство не обязано помогать бедным и нищим.
По Гоббсу государство должно быть сильным, даже чересчур, для подавления всякого рода инакомыслия; государство – это строгая иерархия. Государство должно бороться с вредоносными учениями, обеспечить единообразную идеологию. Основа государства – право, справедливые законы. Он не разрабатывает теорию форм государства, для него нет особой разницы, принадлежит ли власть одному человеку или нескольким. Гоббс использует механическую теорию сущности государства, а само государство анализирует с точки зрения теории Ньютона. Государство должно выполнять волю большинства и т.д. Власть – мозг, тайная полиция – глаза, мятежи – болезнь.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.