Понятие истории политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые воззрения Древнего Рима, страница 5

Разбогатевшую военную аристократию сменяет олигархия, в которой властвуют деньги, стремясь к наживе и роскоши. Олигархия свергается народом, который стремится к свободе и начинается демократия.

Стремление к свободе ведет к доминированию воли толпы. Толпа выбирает себе тирана, т.е. образуется тирания, власть беззакония и т.д.

Цель греков  –  стремление к разработке идеальных форм правления.

Пол.-пр. воззрения содержаться в трактате "Об Атлантиде", в котором Платон указывает, что боги управляли непосредственно. Люди первоначально существовали как часть богов, однако божественная власть над людьми была прервана узурпацией Зевса, т.е. люди  –  часть богов.

Люди лишаются поддержки богов, т.е. люди становятся самостоятельными, но боги даруют людям разум.

другая модель идеального гос-ва  –  трактат "З-н". Это реальная модель, которая предназначалась для практической реализации.

Идеал. гос-во д. состоять из 5040 семей, в которые не включаются рабы и иностранцы. Каждая из семей получает по зем. наделу, и в зависимости от их благосостояния делятся на 4 категории. Основа гос-ва  –  общественная и частная собственность на землю и труд рабов.

В данном гос-ве существует смеш. форма правления. Верх. власть принадлежит 37 лицам, избираемым из высшего сословия. Каждая из 4-х соц. групп выбирает в Законодательное собрание по 90 человек. Любой кандидат д. обосновать свои мотивы, почему он стремится к власти.

У Платона существует Народное собрание, компетенция которого не описана, однако посещать которое обязаны все лица 1-го и 2-го сословия.

В данном гос-ве не д.б. крайне богатых и бедных. Основа любого гос-ва  –  умеренность. Контр. власть принадлежит Почетному собранию, которое состоит из 10 наиб. уважаемых и наиб. мудрых граждан. Основа гос-ва  –  з-ны, которые делятся на естественные и положительные. Греки, стремясь к естественности и абстрактности, под естест. правом понимали универсальные з-ны природы, которые распространяются на всех лиц, однако частным проявлением закона являются з-ны позитивные.

Платон выделял 6 плохих форм гос-ва: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия с з-ном, демократия без з-на. Любая из этих форм  –  простая => нежизнеспособны.

4. Аристотель  –  ученик Платона, основатель афин. лицея, воспитатель Александра Македонского. Написал множество произведений, большая часть которых не дошла.

Основа  –  учение о золотой середине, т.е. учение об умеренности. Аристотель более рационален и материалистичен, чем Платон.

Основа учения  –  учение о справедливости. Справедливость  –  универсальное правило, регулирующее отношения между людьми. Справедливость является уравнивающей и распределяющей. Уравнивающая  –  каждому поровну, независимо от соц. статуса; распределяющая  –  в зависимости от заслуг.

Общество  –  общество равных, в котором м. существовать иерархические отношения. Равными признавались свободные греки. Греки признавались властителями мира, которые имеют естеств. право управлять всеми оставшимися.

Аристотель считает, что человек  –  политическое животное, которое не м. существовать вне общества и гос-ва. Вне гос-ва м. существовать мудрец или бог.

Отношения в гос-ве Аристотель сравнивает с властью в семье  –  отец имеет власть над сыном и осуществляет ее во благо сына, и гос-во осуществляет власть во благо подданных. Гос-во возникло путем увеличение семьи. Семья преобразовалась в общину. Союз общин  –  поселение; союз поселений  –  полис.

Основа отношений между людьми  –  этика. Т.е. з-ны регулируют только наиб. значимые общ. отношения. Отношения между людьми регулирует этика или мораль.

Любое гос-во д. управляться позитивным правом, т.е. отношения по поводу земли, по поводу управления гос-вом регулируются гос-вом.

Аристотель выделяет 3 хороших и 3 плохих формы правления. Хорошие: монархия, аристократия, полиция (т.е.управление богатейших).

Монархия  –  управление одного во благо всех; аристократия  –  управляют лучшие.