Разбогатевшую военную аристократию сменяет олигархия, в которой властвуют деньги, стремясь к наживе и роскоши. Олигархия свергается народом, который стремится к свободе и начинается демократия.
Стремление к свободе ведет к доминированию воли толпы. Толпа выбирает себе тирана, т.е. образуется тирания, власть беззакония и т.д.
Цель греков – стремление к разработке идеальных форм правления.
Пол.-пр. воззрения содержаться в трактате "Об Атлантиде", в котором Платон указывает, что боги управляли непосредственно. Люди первоначально существовали как часть богов, однако божественная власть над людьми была прервана узурпацией Зевса, т.е. люди – часть богов.
Люди лишаются поддержки богов, т.е. люди становятся самостоятельными, но боги даруют людям разум.
другая модель идеального гос-ва – трактат "З-н". Это реальная модель, которая предназначалась для практической реализации.
Идеал. гос-во д. состоять из 5040 семей, в которые не включаются рабы и иностранцы. Каждая из семей получает по зем. наделу, и в зависимости от их благосостояния делятся на 4 категории. Основа гос-ва – общественная и частная собственность на землю и труд рабов.
В данном гос-ве существует смеш. форма правления. Верх. власть принадлежит 37 лицам, избираемым из высшего сословия. Каждая из 4-х соц. групп выбирает в Законодательное собрание по 90 человек. Любой кандидат д. обосновать свои мотивы, почему он стремится к власти.
У Платона существует Народное собрание, компетенция которого не описана, однако посещать которое обязаны все лица 1-го и 2-го сословия.
В данном гос-ве не д.б. крайне богатых и бедных. Основа любого гос-ва – умеренность. Контр. власть принадлежит Почетному собранию, которое состоит из 10 наиб. уважаемых и наиб. мудрых граждан. Основа гос-ва – з-ны, которые делятся на естественные и положительные. Греки, стремясь к естественности и абстрактности, под естест. правом понимали универсальные з-ны природы, которые распространяются на всех лиц, однако частным проявлением закона являются з-ны позитивные.
Платон выделял 6 плохих форм гос-ва: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия с з-ном, демократия без з-на. Любая из этих форм – простая => нежизнеспособны.
4. Аристотель – ученик Платона, основатель афин. лицея, воспитатель Александра Македонского. Написал множество произведений, большая часть которых не дошла.
Основа – учение о золотой середине, т.е. учение об умеренности. Аристотель более рационален и материалистичен, чем Платон.
Основа учения – учение о справедливости. Справедливость – универсальное правило, регулирующее отношения между людьми. Справедливость является уравнивающей и распределяющей. Уравнивающая – каждому поровну, независимо от соц. статуса; распределяющая – в зависимости от заслуг.
Общество – общество равных, в котором м. существовать иерархические отношения. Равными признавались свободные греки. Греки признавались властителями мира, которые имеют естеств. право управлять всеми оставшимися.
Аристотель считает, что человек – политическое животное, которое не м. существовать вне общества и гос-ва. Вне гос-ва м. существовать мудрец или бог.
Отношения в гос-ве Аристотель сравнивает с властью в семье – отец имеет власть над сыном и осуществляет ее во благо сына, и гос-во осуществляет власть во благо подданных. Гос-во возникло путем увеличение семьи. Семья преобразовалась в общину. Союз общин – поселение; союз поселений – полис.
Основа отношений между людьми – этика. Т.е. з-ны регулируют только наиб. значимые общ. отношения. Отношения между людьми регулирует этика или мораль.
Любое гос-во д. управляться позитивным правом, т.е. отношения по поводу земли, по поводу управления гос-вом регулируются гос-вом.
Аристотель выделяет 3 хороших и 3 плохих формы правления. Хорошие: монархия, аристократия, полиция (т.е.управление богатейших).
Монархия – управление одного во благо всех; аристократия – управляют лучшие.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.