Политика Наркомата финансов по подготовке и проведению денежной реформы (1922-1925 гг.)

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ПОЛИТИКА НАРКОМАТА ФИНАНСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ (1922 —1925)

К началу 1922 г. положение с финансами в России было весьма сложным. Объем находившейся в обращении денежной массы на 1 января 1922 г. составил 17 539,5 млрд советских рублей. В условиях роста инфляции при эмиссионном типе ведения государственного финансового хозяйства о стабилизации курса совзнака не могло быть и речи (в январе 1922 г. цены возросли на 145%). Наркомфин вынужден был увеличивать объем эмиссии бумажных денег, чтобы оплатить хотя бы самые неотложные потребности государственного хозяйства. Так, с января по май 1922 г. темпы выпуска бумажных денег достигли рекордной отметки даже по сравнению с периодом «военного коммунизма», составив более 50% в месяц от имевшегося в обращении количества денег на начало месяца. Наркомат финансов не располагал реальными возможностями для снижения темпов обесценения совзнаков. Как признавалось в его отчете за 1922 г., в первые месяцы года «казалось, что катастрофа в области денежного обращения стала неизбежной»1.

Однако с апреля 1922 г. на товарно-денежном рынке России появляются признаки стабилизации, как было и летом предыдущего года. Темпы инфляции в мае 1922 г. составили лишь 14%2, что было на порядок ниже того же показателя за январь. Объяснялось это прежде всего объективными причинами, главным образом оживлением товарооборота и ростом товарной сети. Весной 19221. на рынке России появились первые партии товаров повседневною спроса, произведенных государственной промышленностью для «вольной» продажи, а также хлеб, который крестьяне и скупщики ранее придерживали. Быстрое восстановление текстильной промышленности уже в 1922 г. позволило довести выработку по ткачеству до 490%, а по прядению — до 640% по сравнению с выработкой 1921 г. Урожай 1922 г. был в полтора раза выше прошлогоднего^. Оживление рынка потребовало увеличения массы реальных денег, что привело к стабилизации цен, позволившей государству снизить бумажноденежную эмиссию с 71 % на начало января 1922 г. до 31 % на сентябрь. При этом доход от эмиссии бумажных денег увеличился с 21,7 млн товарных рублей в мае до 37 млн в сентябре4. Эмиссионный тип ведения финансового хозяйства обусловливает полную зависимость государственных финансов от конъюнктуры товарно-денежного рынка страны, и даже незначительное ее ухудшение негативно отражается на состоянии финансов. Поэтому важнейшей задачей Наркомфина стал поиск альтернативных эмиссии бумажных денег источников для покрытия бюджетного дефицита и, в частности, восстановление механизма государственного кредита. Одной из первых удачных акций в этой связи явилось проведение кампании по реализации «Государственного хлебного займа 1922 г.» на 9,9 млн пуд. ржи по цене 380 руб. за пуд, при этом общая сумма займа составила 3,8 млрд бумажных рублей образца 1922 г. При проведении кампании было учтено, что население страны, и в первую очередь крестьяне, будет приобретать облигации только на очень выгодных условиях. Например, крестьянам было разрешено сдавать облигации займа в уплату продналога, что в условиях нестабильной валюты делало привлекательным приобретение бумаги, цена которой обозначена в натуральных показателях (пудах ржи). Уже к 15 октября 1922 г. государству были возвращены в уплату продналога облигации займа почти на 4 млн пуд. ржи. Общая сумма средств, вырученная государством от реализации займа, составила примерно 25% средней массы денежного обращения страны за май 1922 г., что позволило сократить объем эмиссии бумажных денег5.

Другим путем снижения дефицитности бюджета стало постепенное восстановление налоговой системы, которое также стало возможным благодаря оживлению товарооборота. Основу налоговых поступлений, составили денежные суммы, собранные за реализацию товаров или за содержание торговых и торгово-промышленных заведений. Например, из 26,3 млн товарных рублей, поступивших в качестве налогов за первые девять месяцев 1922 г., более 75% составили налоги, связанные с торговой деятельностью (акцизы, промысловый налог и т.д.)6. В течение 1922 г. доходы государства от налогов росли. Так, если в январе сумма денежных поступлений в государственную казну от сбора местных и центральных налогов была в 50 раз меньше дохода государства от эмиссии бумажных денег, то в июле — уже только в 8 раз. Однако восстановление налоговой системы в 1922 г. происходило в основном за счет ближайших к столице районов- Например, в сентябре 1922 г. 51,6% всех налоговых поступлений дали Московская губерния и Центральный район7.

Похожие материалы

Информация о работе