Политика Наркомата финансов по подготовке и проведению денежной реформы (1922-1925 гг.), страница 5

Успешное внедрение в оборот червонца (к концу 1923 г. он составил свыше 70% объема денежной массы в реальном исчислении) позволило Наркомату финансов в 1923 г. более активно проводить политику по сокращению государственных расходов и росту государственных доходов. Этому способствовали общий подъем народного хозяйства страны и быстрый рост товарооборота. Переход в расчетах на червонное исчисление позволял объективно оценить возможные расходы государственных предприятий, а значит, и уменьшить их, исключив из них «премию» за возможные потери, связанные с быстрым обесценением совзнаков. Наркомфин требовал, чтобы государственные ведомства при составлении бюджетов основывались на принципах их реальной выполняемости. «Не обещать того, — как говорил нарком Г.Я. Сокольников, — для выполнения чего сил не будет, не собираться сделать того, что сделать не сумеем, не уверять, что заплатим то, чего заплатить не сможем». Такая жесткая политика по ограничению расходов государства вела к оздоровлению денежного обращения в стране. Продолжалась работа Наркомфина по снижению части бюджетного дефицита, покрываемого эмиссией совзнаков, в первую очередь путем развития системы государственного кредита и общего увеличения поступающих налогов. Например, чистый доход государства от размещения «Государственного шестипроцентного долгосрочного выигрышного займа» за период с января 1923 по апрель 1924 г. составил 94,3 млн золотых рублей17. В результате заметно возросла доля бюджетного дефицита, оплачиваемого внеэмиссионными источниками. Так» если в первом квартале 1922/23 г. бумажно-денежной эмиссией было покрыто 97,7% бюджетного дефицита, то в четвертом квартале — 53,9%18. Первые успехи в увеличении государственных доходов позволили Наркомфину более активно проводить политику ограничения бумажноденежной эмиссии. Практика наркомата была законодательно закреплена в постановлении II сессии ВЦИК Х созыва от 7 июля 1923 г., согласно которому сумма выпускаемых с 1 мая 1923 г. совзнаков не должна была превышать 30 млн золо1ых рублей в месяц.

Вместе с тем во второй половине 1923 г. выявились и крупные недостатки сложившейся системы обращения параллельных валют, когда понадобилось большое количество совзнаков для расчетов с крестьянами за произведенную ими продукцию. Червонец стал предъявляться к обмену на совзнаки, что резко снизило его курс. Хотя к концу года Госбанку путем неоднократных валютных интервенций удалось несколько поднять курс червонца, все же денежная система, состоявшая из валют, имевших разную экономическую природу (совзнаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита, и червонец, эмиссия которого связана с потребностями товарооборота), была неустойчива. Наличие двух разных денежных валют, усиливавшаяся конкуренция между совзнаком и червонцем препятствовали равновесию в товарообороте, что наглядно продемонстрировал в 1923 г. осенний «кризис сбыта». Идее известного русского экономиста И.Х. Озерова о формировании единой денежной системы на основе параллельного обращения совзнака и червонца не суждено было реализоваться. Совзнак явно не справлялся с функцией покрытия бюджетного дефицита и одновременно — с функцией разменной (бидонной) монеты.

Решение этой проблемы подсказала сама практика параллельного обращения совзнака и червонца. Начиная с осени 1923 г. усиленный выпуск в обращение совзнаков образца 1923 г. (приравненных по декрету СНК от 9 февраля 1923 г. к 100 руб. в совзнаках образца 1922 г.) должен был ликвидировать разменный кризис и установить некое равновесие в системе взаимодействия двух советских валют. Однако в реальности денежное обращение стало еще более неустойчивым, что было связано с явлением, которое можно охарактеризовать как «бегство от совзнака».