Политика Наркомата финансов по подготовке и проведению денежной реформы (1922-1925 гг.), страница 9

1923 по ноябрь 1924 г. и давших заметный эффект в период внедрения казначейской валюты в оборот. Например, с октября 1923 по февраль 1924 г. цены на товары широкого потребления, производимые государственной промышленностью, были снижены на 14,1%, а с февраля по август

1924 г. — на 8,2%38. Правовым основанием для кампании по снижению цен стадо постановление СТО СССР от 29 февраля 1924 г., согласно которому это достигалось в первую очередь путем ликвидации надбавок к розничным ценам, страховавших продавца от обесценения бумажных денег.

Руководство Нарком4)ина достаточно быстро осознало опасные последствия разменного кризиса для успешного завершения денежной реформы. В постановлении Коллегии Наркомата финансов от 9 апреля 1924 г. указывались «пожарные» меры по смягчению этого кризиса, в частности немедленный выпуск в обращение всех эмитированных казначейских билетов39. Согласно постановлениям СТО СССР от 21 марта, 9 апреля, 25 апреля 1924 г. дополнительно было выпущено казначейских билетов на сумму более 70 млн червонных рублей. СНК СССР от 22 марта 1924 г. продлил сроки приемов в платежи и к обмену на твердую валюту советских бумажных денег образца 1923 г. Новым в практике работы Госбанка и Наркомфина в период завершения денежной реформы стало более тесное взаимодействие их местных отделении- Например, с апреля 1924 г. филиалы Госбанка по согласованию с Наркомфином осуществляли прием оплаты некоторых налогов, сборов и акцизов и эти суммы переводили на текущие счета соответствующего филиала. При этом кассы филиалов Госбанка и Нарком-фина оказывали взаимную поддержку и вели согласованную политику по финансированию операций, способствующих продвижению дефицитных товаров на рынок. Госбанк поддерживал выпуск в обращение первой советской серебряной монеты, что проявилось в проведении активных операций по скупке по с-сране банковского серебра царской чеканки40, операции с которым были запрещены постановлением СНК СССР от 19 мая 1924 г.

Однако ликвидировать «разменный кризис» оказалось весьма непросто. Если принятые Наркоматом финансов меры быстро дали положительный эффект в крупных промышленных центрах, то деревня до конца 1924 г. фактически не имела достаточных денежных средств. Например, в октябре 1924 г. в обзоре, посвященном состоянию денежного обращения на севере европейской части России, отмечалось, что роль денег в «деревенской торговле» этого региона по-прежнему ничтожна, ввиду чего в широком ходу товарообмен41. Даже в период осенней заготовительной кампании 1925 г. еще сказывались последствия «разменного кризиса». Трудности его преодоления были обусловлены и тем обстоятельством, что в 1924 г. быстро росла реальная денежная масса, находившаяся в обращении. Это происходило за счет резкого сокращения средней скорости обращения денег после замены падающего сов-знака на устойчивый казначейский билет. Кроме того, увеличилось количество обращавшихся червонцев — как за счет вновь имитированных, так и за счет введения в оборот ранее тезаврированных в качестве страховки от обесценения совзнаков. Всего за 1924 г. денежная масса в обращении увеличилась с 321 947 тыс. червонных рублей на 1 января 1924 г. до 742 682 тыс. — на 1 января 1925 г.42 В то же время в результате принятых Наркомфином и Госбанком мер за 1924 — начало 1925 г. было постепенно восстановлено нормальное соотношение в покупюрном составе денежной массы. Так, если с 1 января по 1 марта 1924 г. удельный вес в реальном ценностном выражении всех "купюр до 5 червонных рублей в общей денежной массе упал с 18 до 9,7%, то на 1 июля 1924 г. он был восстановлен и равнялся 20,2%, а к 1 декабря 1924 т. составил уже 29,4%43.

Одним из важных факторов в разрешении «разменного кризиса» явилась работа Наркомфина по оздоровлению государственного бюджета. В 1923/24 бюджетном году доходы от денежной эмиссии составили лишь 6,3% всех доходов госбюджета. Это стало возможным за счет увеличения налоговых поступлений и расширения государственных кредитных операций, доходы от которых уже превысили доходы государства от бумажноденежной эмиссии, составив в 1923/24 бюджетном году 181,3 млн руб.44 В условиях перехода денежного обращения к развитию только на основе твердых валют продолжалось увеличение реального объема торгового оборота, что создавало основу для стабильности налоговых поступлений. При этом фактические доходные поступления в государственную казну даже превысили запланированные. Так, во втором квартале 1923/24 г. поступления составили 102,1%, а в третьем квартале — 107,4% от плановых45. В результате государство с 1 июля 1924 г. отказалось от эмиссии бумажных денег на покрытие бюджетного дефицита. Законодательно запрещение казначейской эмиссии для покрытия бюджетного дефицита было подтверждено постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г„ поставившим точку в проведении денежной реформы.