На стадии эксплуатации готовой продукции осуществляется окончательная оценка качества продукции.
Процесс управления качеством - это процесс переработки информации и организация на ее основе конструктивных и организационных действий. Организующей основой реализации процесса управления является система управления. Система управления качеством продукции в самом общем виде должна включать:
- объект управления организационно-технического типа;
- блок выработки уровня качества;
- блок определения отклонений фактических показателей качества от заданного уровня;
- блок принятия решений - выработки конкретных мер с целью устранения отрицательных отклонений качества с минимумом затрат;
- блок реализации управляющих воздействий с целью коррекции отклонений (рис.4.1.).
Рис. 4.1 Блок-схема управления качеством продукции.
При рассмотрении процесса управления качеством продукции в общем виде предполагается существование двух основных множеств Q и W [7].
Первое - это множество свойств готовой, проектируемой или находящейся в эксплуатации продукции:
Второе - представляет собой совокупность факторов, вызывающих влияние на параметры качества продукции:
Параметры множества W должны удовлетворять двум условиям:
1) они должны быть взаимосвязаны с параметром множества Q, т.е. оказывать на них существенное влияние;
2) они сами должны подчиняться внешнему воздействию, т.е. должны быть управляемыми.
Механизм формализации отношений между параметрами множеств Q и W должен обладать свойствами адекватности.
Отмеченные отношения могут носить, в частности, функциональный характер:
(4.1)
Параметры этой системы решаются методами регрессивного и корреляционного анализа.
Математическую модель управления качеством продукции можно построить в два этапа. На первом строится описание зависимостей между свойствами (параметрами) продукции и факторами, влияющими на качество этой продукции . Второй этап заключается в введении более существенных для целей управления качеством зависимостей их начальной совокупности.
В процессе управления качеством продукции измерение и оценка уровня качества занимает центральное место.
Количественная оценка уровня качества продукции осуществляется с целью определения наилучших способов воздействия (управления) на процессы планирования, разработки, производства и эксплуатации продукции. Выбор метода определения уровня качества продукции зависит от цели оценки, т.е. от характера решений, которые надо принять на основе результатов данной оцени, например: выбор момента начала новой разработки и определение основных требований к ней. Кроме того, в зависимости от цели оценки качества продукции берут различные показатели качества, определяют их с различной точностью, а также определяют, какие значения показателей целесообразно принять за базовые, и т.п.
Показатели качества являются индикаторами в системе управления качеством продукции, так как в них находят свое отражение те изменения, которые происходят в свойствах качества продукции.
Показатели качества продукции должны отвечать следующим требованиям:
- количественно выражать свойства продукции;
- объективно отражать те изменения, которые происходят в качестве продукции;
- обеспечивать условия сопоставимости при проведении анализа уровня качества продукции;
- быть устойчивыми во времени.
Регулирование уровня качества продукции представляет собой целенаправленное воздействие на факторы, влияющие на качество продукции. Выявление и классификация факторов, установление степени их влияния на качество продукции дает возможность обоснованно выбрать мероприятия (воздействия на факторы), направленные на повышение качества продукции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.