Для предотвращения утечки водорода из корпуса генератора в месте прохождения вала через торцевые крышки устанавливают масляные уплотнения. Применяют два типа уплотнений – кольцевые и торцевые.
Кольцевые уплотнения применялись в ранее выпускаемых генераторах.
В них масло поступает в камеру 1, оттуда через выемку вкладыша 2 направляется в
зазор между валом и вкладышем. Здесь масло растекается в две стороны – водорода
и воздуха. Расход масла в сторону водорода – 5 – 10 л/мин. При кратковременном
прекращении подачи масла кольцевые уплотнения практически не повреждаются.
Торцевые уплотнения, применяющиеся в настоящее время, состоят
из вкладыша 1 с торцевой рабочей поверхностью, которая прижимается к упорному
диску 2 на валу. Масло также разделяется на два потока. Большая часть идет в
сторону воздуха. Расход в сторону водорода 3 – 5 л/мин. Это позволяет отказаться
от маслоочистительной установки и использовать масло из системы регулирования
турбины. По способу создания усилия, прижимающего вкладыш к упорному диску,
торцевые уплотнения делятся на шесть типов: I – усилие
газа и пружин; II – газа и пружин и уплотняющего масла;
III – газа и пружин и отжимающего масла; IV – уплотняющего масла с отжимающими
пружинами; V – прижимающего масла; VI – газа и прижимающего масла. Вкладыш изготавливают из
баббита, фторопласта, маслостойкой резины. При аварийном снижении давления
масла вкладыши уплотнений начинают плавиться.
На большинстве генераторов применяется схема с разомкнутым контуром циркуляции масла с использованием инжектора.
Рассмотрим схему для маслоснабжения однопоточных торцевых уплотнений.
Основным источником маслоснабжения является инжектор 1, в
сопло которого поступает масло из системы регулирования. За счет действия
струи, выходящей из сопла в инжектор засасывается масло из системы смазки подшипников.
Резервными источниками маслоснабжения являются маслонасосы переменного
2 и постоянного 3 тока. Нормально
они находятся в автоматическом резерве и включаются при снижении давления в
коллекторе 4 перед регулятором давления 5.
Первым включается маслонасос переменного тока. Если давление продолжает падать
– включается маслонасос постоянного тока. При остановленном генераторе работает
маслонасос переменного тока. Регулятор давления поддерживает заданный перепад
между давлением масла, поступающего на уплотнения через расширительный бачок 6 и давлением водорода в генераторе. Избыток масла регулятор
сбрасывает в сливную трубу. К регулятору давления подводится водород из
генератора и масло из напорного маслопровода к уплотнениям. После регулятора
масло поступает в маслоохладитель 7 и затем в масляный
фильтр 8. После уплотнений масло, сливаемое в сторону
водорода поступает в бачек продувки 9, далее в поплавковый
гидрозатвор 10, а из него через петлевой затвор 11 поступает в бак маслоагрегата 12.
Для двухпоточных уплотнений схема маслоснабжения отличается от рассмотренной наличием второго регулятора давления, который обеспечивает маслом прижимные вкладыши.
Для удаления водорода применяются специальные схемы отсоса водорода и паров масла из сливного маслопровода 13 и бака 12. Такие схемы включают в себя центробежный вентилятор.
Газовая схема генератора состоит из верхнего коллектора 1, соединенного с водородной рампой 3, нижнего коллектора 2, соединенного с углекислотной рампой 4, осушителя 5 и панелью управления газовой системой 6. К нижней точке углекислотного коллектора подсоединен указатель появления жидкости (УЖИ) 7.
Ввод в генератор и вытеснение из генератора водорода и воздуха производится через верхний коллектор. Водород в рампу подается от централизованной разводки или от баллонов. Воздух подается через осушитель 5. Углекислота вводится в генератор и удаляется из него через нижний коллектор. Источником углекислоты могут быть баллоны или централизованная углекислотная установка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.