Эксплуатация генераторов. Системы возбуждения генераторов и синхронных компенсаторов, страница 2

Подпись:  
Рисунок 5.3
Ротор турбогенератора испытывает большие изгибающие нагрузки. Его изоляция должна длительно выдерживать высокие температуры (130–150ºC). Роторы ТГ выполняются из цельной поковки легированной хромоникельмолибденовой или хромоникельмолибденованадиевой стали. Для укладки обмотки на бочке ротора фрезеруются пазы. На части ротора пазы отсутствуют, образуя большие зубцы (рис.5.3). Для выравнивания жесткости ротора по оси зубцов и по оси пазов применяется фрезеровка поперечных надрезов на зубцах.

Лобовые части обмоток закрепляются специальными роторными бандажами. Бандаж состоит из центрирующего и бандажного колец. К прочности бандажного кольца предъявляются особые требования. Оно испытывает центробежные усилия от лобовых частей, кроме того, бандажное кольцо имеет посадку с натягом. Бандажи делят на одно- и двухпосадочные. Двухпосадочные крепятся в двух точках – на бочке ротора и на валу через центрирующее кольцо (рис.5.4 а). Для уменьшения перемещений носика бандажа применяются полуэластичные центрирующие кольца (рис.5.4 б) со стеклотекстолитовой прокладкой под носиком. В ТГ ТГВ применяются однопосадочные кольца, которые крепятся только к бочке ротора. Центрирующее кольцо вала не касается и служит для осевой фиксации лобовых частей (рис.5.4 в).

Рисунок 5.4 – Роторные бандажи

При несимметричной нагрузке и асинхронном режиме в бандажных кольцах и по поверхности ротора циркулируют токи, приводящие к нагреву. Для исключения подгара мест посадки колец при отсутствии прокладки под носиком необходимо обеспечить надежный электрический контакт, путем создания необходимого натяга.

У крупных ТГ обмотка ротора изготавливается из меди с присадкой серебра (0,07 – 0,15%) для большей устойчивости к температурным деформациям.

Витки ротора изолируются от корпуса миканитовой коробкой, выпеченной совместно с защитной оболочкой из стали. Изоляция витков выполняется прокладками из миканита. Верхние и нижние витки дополнительно  изолируются слоем микаленты вполнахлеста. Также применяются прокладки из стеклоткани, пропитанные лаком. В процессе укладки изоляция многократно подвергается выпечке (прогреву и опрессовке). После укладки катушки в паз корпусная коробка загибается внахлест, на нее кладется прокладка из миканита, затем стальная полоса и сверху с большой плотностью вставляется клин. Клинья выполняют из дюралюминия.

При непосредственном охлаждении обмотки ротора водородом на боковой поверхности обмотки фрезеруются сквозные наклонные канавки сверху до низа паза. Водород при движении ротора захватывается заборниками в пазовых клиньях, проходит по канавке до низа паза, проходит по пулукольцевым каналам под катушкой и выходит с другой стороны (рис. 5.5). В лобовых частях медь имеет П-образное сечение. Шинки уложенные полками друг к другу образуют канал для прохождения водорода.

Рисунок 5.5 – Непосредственное охлаждение обмотки ротора

В ТГ ТВФ применяется радиальная многоструйная система вентиляции. В такой системе выходные отсеки статора с холодным газом находятся напротив входных зон ротора. В ТВВ применяется одноструйная система, в которой охлаждающий газ по всей длине статора направлен в зазор между ротором и статором. В ТГВ-200 и ТГВ-300 витки выполнены из двух П-образных шинок, образующих внутренний канал.

Обмотки ротора присоединяются к контактным кольцам для передачи тока возбуждения от возбудителя.

Ротор гидрогенератора явнополюсный. Состоит из вала, дискового или спицевого остова, и сборного обода с полюсами. Обод является частью сердечника и набран из листов стали. Полюсы некоторых ГГ имеют успокоительную обмотку в виде бронзовых или латунных стержней, заложенных в полюсные наконечники, и соединенных между собой шинами. Обмотка возбуждения состоит из последовательно соединяемых катушек. Вал ротора ГГ устанавливается вертикально и опирается на опорный подшипник – подпятник.

5.1.4.  маслянные уплотнения