Эксплуатация генераторов. Системы возбуждения генераторов и синхронных компенсаторов, страница 12

При осмотре ротора проверяется крепление клиньев в пазах, отсутствие подгара или цветов побежалости на бандажах, крайних клиньях и зубцах. Ржавчина у посадочных мест бандажных и центрирующих колец указывает на ослабление их посадки. Поверхности колец, а также места изменения сечения вала зачищаются до блеска и осматриваются на наличие трещин. Измеряется выработка и бой контактных колец. При бое более 0,1 мм кольца шлифуют и протачивают. Шлифовка производится на месте при вращении ротора от турбина со скоростью 500 – 700 об/мин. Изоляция очищается и покрывается лаком.

При наличии дефектов бандажей или необходимости ремонта обмотки ротора бандажи снимают. Для этого их нагревают индуктором до 200 – 250ºC и стягивают гидродомкратом.

После подплавления вкладышей уплотнений и при наличии глубокой выработки протачивают диски уплотнений. Обработка производится с помощью чугунной скобы притира и абразивной смеси. Абразив засыпается между диском и притиром. Ротор вращается валоповоротным устройством.

Роторы с водородным охлаждением проверяются на газоплотность. Для этого в центральное отверстие ротора со стороны колец ставится временная заглушка с патрубком и вентилем, через который подается сжатый воздух в смеси с фреоном. Утечки ищут течеискателем. Роторы с непосредственным водородным охлаждением проверяются на продуваемость всех вентиляционных каналов путем подачи сжатого воздуха во входные отверстия и измерением динамического давления на выходе. Все другие каналы при этом заглушиваются.

Подпись:  
Рисунок 5.17 – Проверка ротора на продуваемость
Сопротивление изоляции всей цепи возбуждения генераторов и синхронных компенсаторов с газовым охлаждением обмоток ротора и с воздушным охлаждением элементов системы возбуждения при измерении мегомметром 500 – 1000 В должно быть не менее 0,5 Мом.

Подпись:  
Рисунок 5.18 – Защита от двойных замыканий на землю
При появлении замыкания на землю в цепи возбуждения ТГ мощностью более 150 МВт с непосредственным охлаждением обмотки ротора генератор должен быть немедленно переведен на резервное возбуждение. Генераторы меньшей мощности и все генераторы с косвенным охлаждением могут быть оставлены в работе и при первой возможности выведены в ремонт. Работа в режиме с замыканием на землю в одной точке непосредственно не ведет к каким-либо нежелательным последствиям, однако при появлении второго замыкания на землю закорачивается часть витков, что вызывает вибрацию. До вывода в ремонт на генератор ставится защита от двойных замыканий на землю в виде моста.

Работа ГГ и синхронных компенсаторов в режиме с замыканием на землю в цепи возбуждения не допускается.

Устранение замыкания на корпус обмотки ротора требует снятия бандажей и выемки обмотки из пазов. В роторах с непосредственным охлаждением замыкание обмотки ротора на корпус в виде мостика из стальных опилок, часто удается устранить пропуская переменный ток до 10 А. При этом мостик пережигается.

При витковых замыканиях замыкания 2 – 3-х витков не опасны. При замыкании большего числа витков обмотка подлежит ремонту. Наличие виткового замыкания определяется путем измерения сопротивления обмотки переменному току и сопоставления с предыдущими результатами.

5.4.5.  ремонт масляных уплотнений

Масляные уплотнения – один из наиболее часто повреждающихся элементов. Перед остановом проверяют: отсутствие водорода на сливе масла, перегрев баббита, отсутствие попадания масла в статор и признаков низкой подвижности вкладышей.

Ремонт масляных уплотнений – проверка зазоров между вкладышем и корпусом, измерение канавки под уплотняющим шнуром, расточка канавок при необходимости, шабровка диска. При сборке проверяется подвижность вкладышей и производится их промывка маслом.

5.4.6.  вибрация турбогенераторов

Причины вибрации: неуравновешенность роторов; несимметрия электромагнитных сил; нарушенная центровка валов турбин и генераторов, деформации фундамента, износ муфты, подшипников и т.д.