Организация работы грузовой станции (Глава 11 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»)

Страницы работы

Содержание работы

Глава 11

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГРУЗОВОЙ СТАНЦИИ

11.1. Характеристика и функциональное назначение грузовых станций

Грузовая станция - сложная система взаимодействующих друг с другом транспортных объектов – парков станции, сортировочных устройств, грузового двора, контейнерного терминала, специализированных площадок для тяжеловесных и других грузов, подъездных путей. На грузовых станциях размещаются ИВЦ или информационно-вычислительный пункт (ИВП), СТЦ, товарная контора, ПТО, ПКО, механизированная дистанция погрузочно-вы-грузочных работ, специальные посты оперативного управления, телетайпные посты, коммуникации пневмопочты и другие объекты.

На грузовых станциях выполняют начальные и конечные операции перевозочного процесса железнодорожного транспорта общего пользования (зарождаются и погашаются вагонопотоки), погружают и разгружают повагонные и мелкие отправки, сортируют контейнеры, тяжеловесные и тарно-штучные грузы. Здесь железные дороги взаимодействуют с промышленным, автомобильным, водным, трубопроводным и другими видами транспорта.

Главные задачи грузовой станции - своевременное выполнение планов погрузки, выгрузки и перевалки грузов в условиях наиболее рационального использования технических и транспортных средств разных видов транспорта.

На грузовых станциях выполняют следующие виды операций:

технические - обработка составов по прибытии и отправлению, расформирование и формирование составов поездов, подача и уборка вагонов на грузовые объекты. Объем этих операций зависит от технологии взаимодействия грузовой станции с сортировочной. Например, на сортировочной станции вагоны можно подбирать по районам грузовой станции: наиболее крупным подъездным путям, погрузочно-разгрузочным фронтам общего пользования и т. д. В этом случае на грузовой станции выполняется расстановка вагонов по грузовым фронтам с незначительной их сортировкой. Обычно грузовые станции расформировывают составы передач по местам погрузки-выгрузки и формируют передаточные и маршрутные поезда;

коммерческие - прием, выдача, взвешивание, хранение грузов, документальное оформление перевозки, передача грузов на другие виды транспорта, расчеты с отправителями и получателями грузов, не включенными в систему централизованных расчетов, кассовая финансовая отчетность, учет выполнения плана погрузки (перевалки), розыск грузов;

грузовые - погрузка, выгрузка, сортировка и перегрузка грузов.

Коммерческими и грузовыми операциями управляют работники службы контейнерных перевозок и коммерческой работы, техническими - службы перевозок.

Кроме вышеуказанных операций на грузовых станциях нередко осуществляется подготовка вагонов под погрузку, промывку вагонов, в большинстве случаев - пропуск грузовых и пассажирских транзитных поездов, продажа билетов на поезда, обслуживание пассажиров и ряд других операций.

В зависимости от соотношения и характера грузовых операций станции бывают:

погрузочные, где объем погрузки значительно превышает объем выгрузки. Они обслуживают в основном предприятия добывающей промышленности: шахты, лесные склады, нефтеперерабатывающие заводы и т.д.;

выгрузочные, на которых выгрузка превышает погрузку. Расположены в крупных промышленно-административных центрах с обрабатывающей промышленностью;

погрузочно-выгрузочные с приблизительно одинаковым объемом погрузки и выгрузки, обслуживающие одновременно крупные промышленные центры и районы с добывающей промышленностью;

перегрузочные, обеспечивающие перевалку грузов с одного вида транспорта на другой, с узкой колеи на широкую, с колеи 1520 мм на западноевропейскую.

Грузовые станции в крупных железнодорожных узлах специализируют для выполнения операций с контейнерами, тяжеловесными, наливными, минерально-строительными и другими грузами. Такая специализация проведена в Московском, Киевском, Харьковском, Свердловском, Ленинградском, Барнаульском, Минском и других узлах.

 


Рисунок 11.1. Схемы грузовых станций:

Т

 
а – сквозного типа с последовательным расположением парков; б – на однопутной линии с вариантами примыкания подъездных путей; Y – бункер для документов;          – пункт проверки вагонов, включая обнаруживание неисправных вагонов и вагонов с остатками грузов; 1 - объединенное служебно-техническое здание, где размещается участок механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ;  работники автопредприятия по центровывозу грузов, бытовые помещения; 2 – вагонные весы; ВП – выставочный парк; ГД – грузовой  двор;   ТО – пути   технического  обслуживания  вагонов;   ПП –  подъездные   пути;  

пневмопочта большого диаметра;                       телетайпная связь

Похожие материалы

Информация о работе