Организация работы грузовой станции (Глава 11 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 2

Технология работы грузовой станции во многом определяется объемом работы и структурой вагонопотока: среднесуточной погрузкой и выгрузкой на путях общего и необщего пользования; числом сортируемых вагонов с мелкими отправками, с переработкой, а также местных вагонов; числом проследовавших через станцию и отправленных вагонов, в том числе в маршрутных поездах; числом принятых и отправленных поездов; подготовкой вагонов для перевозки людей, зерна, скоропортящихся грузов. В число местных   включаются   вагоны,   находящиеся под погрузкой, выгрузкой, сортировкой, перегрузкой по техническим и коммерческим неисправностям, а также груженые вагоны, принятые с иностранных и вновь строящихся железных дорог, поступившие с водного транспорта по документам прямого смешанного сообщения, собственные или арендованные вагоны при выходе на эксплуатационную сеть железных дорог.

Грузовая станция характеризуется схемой взаимного расположения парков, грузового двора, подъездных путей и других объектов. Работа станции определяется также                      расписанием движения поездов всех категорий, планом формирования поездов.

Обычно грузовые станции сквозного типа располагаются на подходах к узлам или соединительных линиях внутри узла (рис. 11.1, а, б). Пути грузовой станции специализируют с целью обеспечения безопасности движения, ускорения маневровых и других технологических операций. Например, пути для приема и отправления целесообразно специализировать по направлениям движения передаточных и вывозных поездов, а операции по приему и отправлению следует изолировать от маневровых передвижений.

Сортировочные пути специализируют по назначениям наиболее крупных грузовых объектов (подъездные пути для порожних вагонов, для вагонов на контейнерную площадку и т. д.) или по грузовым районам (определенная группа подъездных путей, порожние и неисправные вагоны, повышенный путь и тяжеловесные площадки и т.д.), а также по назначениям плана формирования поездов, включая отправительские маршруты. Специализация сортировочных путей должна обеспечивать возможность выполнения параллельных передвижений, минимум враждебных маршрутов и наиболее равномерную загрузку вытяжных путей.

Станция (см. рис. 11.1) имеет приемо-отправочный и сортировочный парки для приема, расформирования, формирования и отправления передаточных и вывозных поездов и пути для пропуска и остановки транзитных грузовых, пассажирских и пригородных поездов. Парки, как правило, оборудуют МРЦ стрелок и сигналов.

Для списывания вагонов в горловинах приемо-отправочного парка имеются телетайпные посты. Наличие двух вытяжных путей и горки малой или средней мощности позволяет своевременно и наиболее рационально   выполнять   маневровые операции по расформированию, подаче, уборке и формированию составов поездов. В процессе окончания формирования составов, подборки вагонов в подаче по фронтам погрузки-выгрузки стрелки сортировочного парка передаются на местное управление.

Грузовой двор станции относится к местам общего пользования, где осуществляются погрузка, выгрузка, сортировка, прием, выдача и взвешивание грузов, взаимодействие железнодорожного транспорта с автомобильным по завозу и вывозу грузов. Передаточный парк служит для выполнения приемосдаточных операций при передаче вагонов и грузов со станции на подъездной путь и обратно. На рисунке показано четыре подъездных пути. В среднем, к одной грузовой станции примыкает от четырех до пяти подъездных путей.

В товарной конторе выполняются коммерческие операции по оформлению перевозочных документов. Для удобства она располагается со стороны города у въезда автотранспорта на грузовой двор. ДСЦ, СТЦ и ДСПГ размещаются в одном здании в непосредственной близости от горки. В этом же здании может размещаться пост ЭЦ и ДСП, а также ДСМ. Пассажирское здание и пассажирские платформы используются для обслуживания пассажиров.