Организация работы грузовой станции (Глава 11 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 3

Технологической основой работы грузовой станции является план формирования поездов и расписание движения поездов. План формирования поездов определяет взаимодействие грузовой станции с сортировочными станциями узла и техническими станциями полигона сети железных дорог. На грузовой станции наиболее целесообразно формировать отправительские маршруты, что позволяет освобождать сортировочные станции от дополнительной маневровой работы, сокращать время доставки и улучшать сохранность перевозимых грузов.

11.2. Оперативное управление работой грузовой станции

Порядок выполнения плана погрузки устанавливается начальником отделения дороги и объявляется станции не позднее, чем за 3 дня до наступления планового месяца. Этот план при необходимости корректируется по декадам.

С целью своевременного и качественного выполнения суточных и сменных заданий по погрузке, выгрузке, сортировке, регулировке порожних вагонов и выполнения других измерителей осуществляется оперативное планирование работы грузовой станции. В его основе – диспетчерское руководство грузовой и коммерческой работой по выполнению планов погрузки, выгрузки вагонов, развозу местного груза, график движения поездов и план формирования, предварительная информация о подходе поездов и вагонов с грузами, заявки грузоотправителей на погрузку. Учитывается также наиболее полное использование технической оснащенности станции и грузовых объектов, автотранспорта общего пользования, занятого централизованным завозом и вывозом грузов. На станциях с АСУ процесс планирования выполняется с использованием ЭВМ.

Суточный план передается из отделения дороги на станцию к 17 ч и содержит общее число поездов, отправляемых станцией на каждое направление, в том числе своего формирования; задание на отправление порожних вагонов по направлениям с указанием рода подвижного состава; объем погрузки-выгрузки с выделением важнейших грузов. Кроме того, суточным планом устанавливаются погрузка отправительских и ступенчатых маршрутов, объем работы на первую половину суток и другие задания (подготовка вагонов под погрузку, промывка и т.д.).

В сменном задании отделения дороги указываются те же показатели эксплуатационной работы и задания, вытекающие из требований оперативной обстановки. Суточный план и сменное задание передаются из отделения дороги на станцию в форме диспетчерского приказа.

План работы станции на смену составляется начальником станции или его заместителем на основе суточного плана и сменного задания отделения дороги, наличия вагонов на станции к началу планируемого периода, информации о подходе поездов и грузов, а также технологических норм времени на выполнение операций с составами поездов и вагонами.

Руководит работой станции ее начальник. Он несет полную ответственность за выполнение показателей работы станции и возложенных на нее задач. Структура управления грузовой станцией приведена на рис. 11.2. Грузовыми и коммерческими операциями на станции руководит заместитель начальника станции по грузовой и коммерческой работе, а непосредственно на местах общего пользования - заведующий грузовым двором и начальники грузовых районов (на складах, площадках, грузосортировочных пунктах, контейнерном пункте и др.), а при небольшом объеме работы-старшие приемосдатчики.

На станциях с большим объемом работы на местах необщего пользования вводится должность заместителя начальника станции по подъездным путям и соответственно начальники грузовых районов. Главный инженер станции разрабатывает и внедряет технологический процесс работы станции и передовые методы труда, проводит мероприятия по обеспечению безопасности движения и техники безопасности, рациональному использованию технических устройств, анализирует работу станции. На станциях с небольшим объемом работы нет должности главного инженера, его функции выполняет заместитель начальника станции.