Послания к Ефесеям и Колоссянам, страница 8

Мир старается вернуть себе тех,  кто бежит от  него.  Для этого используются   любые  приманки  и  посулы:  "Обещают  им свободу, будучи сами рабы тления,  ибо кто кем  побежден,  тот тому и  раб"  (2  Пет.  2:19).  Оружием  в  борьбе  с мирскими соблазнами является,  по Павлу,  "щит веры" (Еф.  6:16).  Вера осудит мир  и  сделает  нас "наследниками праведности по вере"

(Евр. 11:7).  Вера свидетельствует,  что князь мира  сего  уже осужден (Ин.  16:11).  Вера,  наконец,  даст победу над миром,

2ибо Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире" (1 Ин. 4:4).

Мир стремительно   проходит  тот  заключительный  отрезок библейского времени,  о котором Господь предостерегает:  "И за умножение беззакония  иссякнет  любовь  многих"  (Мф.  24:12), когда христианскому благовестию нередко угрожает формализация, перспектива превращения  в очередную мирскую забаву,  моду,  а жизнь Церкви    оказывается     за     бортом     повседневной коммерциализирующейся жизни,   вместо   того   чтобы  быть  ее центром, смыслом и целью. Иссякает любовь - значит, нарушается основное условие  союза  Бога  с человеческим миром.  "Если же друг друга угрызаете и съедаете,  берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом" (Гал. 5:15).

Поскольку изначальное дело человека - совершенствовать  и обустраивать мир   (Быт.   1:28),  то  какова  будет  ценность очеловечения мира,  когда грешный человек вовлекает  и  мир  в свой грех?      Вот     почему     аппостольская     проповедь сосредоточивается не столько на становлении мира,  сколько  на конечном завершении, к которому мир  движется.

Сотворение мира  выражает  отношения  зависимости   всего сущего от  Бога.  Причем зависимость эта не относится к началу времен, а  действует  постоянно  таким  образом,,  что  всякая тварь, включая   человека,   живет   и   функционирует  только благодаря постоянству  творческого  воздействия  Бога.   Иначе говоря, Божественная  активность в мире не замыкается напрямую с активностью  человеческого  творения  (или  устроения),   но пронизывает ее   изнутри,   сообщая  ей  жизнь  и  собственное значение. Божественная ("первичная") причинность  основана  на акте Творца,  а "вторичная" причинность основана на творческой активности самого человека и опосредствуется свободой  воли  и нравственным уровнем последнего.  Отсюда чем ниже нравственный уровень людей,,   тем   страшнее   и   глубже   социальная   и экологическая катастрофы,  конфликты и кризисы, сопровождающие его "миротворческую" деятельность.  Социальные и экологические бедствия постоянно напоминают о том,  что человечество никогда не сможет  обустроить  мир  без  Бога,  автономно,   как   ему вздумается.

Последний суд, ожидающий человечество, распространится на все элементы  (составляющие)  мира.  Древняя  вселенная  будет вовлечена в ту же  катастрофу,  в  которой  погибнет  виновное человечество. Но   подобно   тому,   как   на   Страшном  суде праведникам уготовано спасение и жизнь вечная в  воскресших  и преображенных телах,   так   и  для  мира  готовится  глубокое обновление, о котором апостолы говорят как о  новом  творении:

Бог сотворит  новое  небо  и новую землю (2 Пет.  3:10;  Откр.

21:1).

Богоподобие человека   входило   в   изначальный  замысел творения мира.   Домостроительство   человеческого    спасения связано с призывом к совершенствованию и уподоблению Богу (Мф.

5:48). Во Христе человек призван ко все  большему  уподоблению

Богу, как любой из сыновей стремится к уподоблению отцу.  Этим определяются все   возможности   человека   к    нравственному совершенствованию "в меру возраста Христова". Уподобление Богу выражает организующую роль человека  во  вселенной  (мире  как космосе), т.е.   выражает   космическое  назначение  человека, которым наделил его Творец.  Дело  плодотворного  и  разумного обустройства мира   Господь   вверил   человеку   как   Своему