Мир старается вернуть себе тех, кто бежит от него. Для этого используются любые приманки и посулы: "Обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо кто кем побежден, тот тому и раб" (2 Пет. 2:19). Оружием в борьбе с мирскими соблазнами является, по Павлу, "щит веры" (Еф. 6:16). Вера осудит мир и сделает нас "наследниками праведности по вере"
(Евр. 11:7). Вера свидетельствует, что князь мира сего уже осужден (Ин. 16:11). Вера, наконец, даст победу над миром,
2ибо Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире" (1 Ин. 4:4).
Мир стремительно проходит тот заключительный отрезок библейского времени, о котором Господь предостерегает: "И за умножение беззакония иссякнет любовь многих" (Мф. 24:12), когда христианскому благовестию нередко угрожает формализация, перспектива превращения в очередную мирскую забаву, моду, а жизнь Церкви оказывается за бортом повседневной коммерциализирующейся жизни, вместо того чтобы быть ее центром, смыслом и целью. Иссякает любовь - значит, нарушается основное условие союза Бога с человеческим миром. "Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом" (Гал. 5:15).
Поскольку изначальное дело человека - совершенствовать и обустраивать мир (Быт. 1:28), то какова будет ценность очеловечения мира, когда грешный человек вовлекает и мир в свой грех? Вот почему аппостольская проповедь сосредоточивается не столько на становлении мира, сколько на конечном завершении, к которому мир движется.
Сотворение мира выражает отношения зависимости всего сущего от Бога. Причем зависимость эта не относится к началу времен, а действует постоянно таким образом,, что всякая тварь, включая человека, живет и функционирует только благодаря постоянству творческого воздействия Бога. Иначе говоря, Божественная активность в мире не замыкается напрямую с активностью человеческого творения (или устроения), но пронизывает ее изнутри, сообщая ей жизнь и собственное значение. Божественная ("первичная") причинность основана на акте Творца, а "вторичная" причинность основана на творческой активности самого человека и опосредствуется свободой воли и нравственным уровнем последнего. Отсюда чем ниже нравственный уровень людей,, тем страшнее и глубже социальная и экологическая катастрофы, конфликты и кризисы, сопровождающие его "миротворческую" деятельность. Социальные и экологические бедствия постоянно напоминают о том, что человечество никогда не сможет обустроить мир без Бога, автономно, как ему вздумается.
Последний суд, ожидающий человечество, распространится на все элементы (составляющие) мира. Древняя вселенная будет вовлечена в ту же катастрофу, в которой погибнет виновное человечество. Но подобно тому, как на Страшном суде праведникам уготовано спасение и жизнь вечная в воскресших и преображенных телах, так и для мира готовится глубокое обновление, о котором апостолы говорят как о новом творении:
Бог сотворит новое небо и новую землю (2 Пет. 3:10; Откр.
21:1).
Богоподобие человека входило в изначальный замысел творения мира. Домостроительство человеческого спасения связано с призывом к совершенствованию и уподоблению Богу (Мф.
5:48). Во Христе человек призван ко все большему уподоблению
Богу, как любой из сыновей стремится к уподоблению отцу. Этим определяются все возможности человека к нравственному совершенствованию "в меру возраста Христова". Уподобление Богу выражает организующую роль человека во вселенной (мире как космосе), т.е. выражает космическое назначение человека, которым наделил его Творец. Дело плодотворного и разумного обустройства мира Господь вверил человеку как Своему
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.