Адрес на частных письмах в Римской империи не ставился по той простой причине, что там не было общедоступной почтовой службы. Действовала имперская государственная почта, но она была предназначена лишь для официальной императорской переписки, а не для частных лиц. Письма через доверенных лиц передавались адресатам лично, поэтому адрес был не нужен. Что касается адресатов, то Павловы послания были озаглавлены позже, когда были собраны и переписаны все его письма.
Еф. - наиболее безличное из всех Павловых посланий. В нем совсем отсутствуют приветствия и личные пожелания, которых много в других посланиях. Это довольно необычно, т.к. Павел провел в Ефесе больше времени, чем в любом другом городе
- приблизительно 3 года (Деян. 20:31). Павел говорит пресвитерам ефесской церкви перед отбытием из Милета во время третьего путешествия: "Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас" (Деян. 20:31).
Надо отметить, что ни один из древнейших греческих манускриптов Нового Завета (начиная с Синайского кодекса) не содержит в Еф. 1:1 указания о Ефесе: "Павел, волею Божиею
Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во
Христе Иисусе". Древние комментаторы (Игнатий Антиохийский,
Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген)
приводят этот стих без слов "находящимся в Ефесе". Маркион, который первым собрал воедино Павловы послания в середине II
века, называет Еф. Посланием к Лаодикийцам. Уже в самое раннее время в Церкви сложилось мнение, что Еф. было первоначально написано в Лаодикию.
В Кол. (4:16) Павел пишет: "Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в
Лаодикийской церкви, а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы". Было высказано предположение, что "то послание", т.е.
Еф., было адресовано Лаодикийской церкви.
Каким образом послание потеряло свой первоначальный адрес в Лаодикию и почему его стали связывать с Ефесом, если послание к Колоссянам следовало бы отправить в Лаодикию, а другое послание должно было прийти из Лаодикии в Колоссы?
Существовало ли послание к лаодикийцам? Есть несколько возможных ответов.
Действительно, могло существовать особое послание к
Лаодикийской церкви, если предположить, что Павел написал больше посланий, чем дошло до нас. До нас дошло 13 его посланий, написанных в течение приблизительно 15 лет.
Некоторые его послания могли быть утеряны и, возможно, среди них - послание к лаодикийцам.
Лаодикийское послание могло быть отправлено ефесянам.
Хотя оно могло быть адресовано не только церкви в Ефесе, но, вероятно, предназначалось для широкого распространения среди всех малоазийских церквей. Вполне возможно, что это послание достигло Лаодикии, а затем его направили в Колоссы.
Существует приписываемое Павлу послание к лаодикийцам. До нас оно дошло на латыни, но латынь такова, что, похоже, оно буквально переведено с греческого. Послание было включено в
Кодекс Фульденсис, который принадлежал Виктору Капуанскому (VI
век).
Послание к Лаодикийцам упоминается у блж. Иеронима (V
век), но сам Иероним говорит, что это подделка. Оно составлено в основном из фраз, взятых из Послания к Филиппийцам, а начало взято из Послания к Галатам.
По предположению, высказанному немецким историком
Харнаком, основанная Павлом церковь в Лаодикии впоследствии сошла с пути благодати. В Апок. 3:14-22 содержится очень суровое обличение Лаодикийской церкви. Воскресший Христос осуждает ее беспощадно: "Извергну тебя из уст Моих" (3:16).
В Римском праве практиковался институт "domnatio
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.