Послания к Ефесеям и Колоссянам, страница 3

Адрес на частных письмах в Римской империи не ставился по той простой причине,  что там не было  общедоступной  почтовой службы. Действовала  имперская  государственная почта,  но она была предназначена   лишь   для   официальной    императорской переписки, а  не для частных лиц.  Письма через доверенных лиц передавались адресатам лично,  поэтому адрес был не нужен. Что касается адресатов,   то  Павловы  послания  были  озаглавлены позже, когда были собраны и переписаны все его письма.

Еф. - наиболее безличное из всех Павловых посланий. В нем совсем отсутствуют приветствия  и  личные  пожелания,  которых много в  других посланиях.  Это довольно необычно, т.к.  Павел провел в Ефесе больше  времени,  чем  в  любом  другом  городе

- приблизительно   3   года   (Деян.   20:31).  Павел  говорит пресвитерам ефесской церкви перед отбытием из Милета во  время третьего путешествия:  "Я  три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас" (Деян. 20:31).

Надо отметить,   что  ни  один  из  древнейших  греческих манускриптов Нового Завета (начиная с Синайского  кодекса)  не содержит в  Еф.  1:1  указания о Ефесе:  "Павел,  волею Божиею

Апостол Иисуса Христа,  находящимся в Ефесе святым и верным во

Христе Иисусе".  Древние  комментаторы  (Игнатий Антиохийский,

Ириней Лионский,  Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген)

приводят этот  стих  без слов "находящимся в Ефесе".  Маркион, который первым собрал воедино Павловы послания в  середине  II

века, называет Еф. Посланием к Лаодикийцам. Уже в самое раннее время в Церкви сложилось мнение,  что Еф.  было  первоначально написано в Лаодикию.

В Кол.  (4:16) Павел пишет: "Когда это послание прочитано будет у  вас,  то распорядитесь,  чтобы оно было прочитано и в

Лаодикийской церкви,  а то,  которое из Лаодикии, прочитайте и вы". Было  высказано  предположение,  что "то послание",  т.е.

Еф., было адресовано Лаодикийской церкви.

Каким образом послание потеряло свой первоначальный адрес в Лаодикию  и  почему  его  стали  связывать  с  Ефесом,  если послание к  Колоссянам  следовало  бы отправить в Лаодикию,  а другое послание должно было  прийти  из  Лаодикии  в  Колоссы?

Существовало ли   послание   к   лаодикийцам?  Есть  несколько возможных ответов.

Действительно, могло   существовать   особое  послание  к

Лаодикийской церкви,  если  предположить,  что  Павел  написал больше посланий,  чем  дошло  до  нас.  До  нас  дошло  13 его посланий, написанных  в   течение   приблизительно   15   лет.

Некоторые его послания могли быть утеряны и,  возможно,  среди них - послание к лаодикийцам.

Лаодикийское послание  могло  быть  отправлено  ефесянам.

Хотя оно могло быть адресовано не только церкви в  Ефесе,  но, вероятно, предназначалось  для  широкого распространения среди всех малоазийских церквей.  Вполне возможно,  что это послание достигло Лаодикии, а затем его направили в Колоссы.

Существует приписываемое Павлу послание к лаодикийцам. До нас оно дошло на латыни,  но латынь такова,  что,  похоже, оно буквально переведено с греческого.  Послание было  включено  в

Кодекс Фульденсис, который принадлежал Виктору Капуанскому (VI

век).

Послание к  Лаодикийцам  упоминается  у блж.  Иеронима (V

век), но сам Иероним говорит, что это подделка. Оно составлено в основном из фраз, взятых из Послания к Филиппийцам, а начало взято из Послания к Галатам.

По предположению,    высказанному    немецким   историком

Харнаком, основанная Павлом церковь  в  Лаодикии  впоследствии сошла с  пути  благодати.  В  Апок.  3:14-22  содержится очень суровое обличение  Лаодикийской  церкви.  Воскресший   Христос осуждает ее беспощадно: "Извергну тебя из уст Моих" (3:16).

В Римском   праве   практиковался   институт    "domnatio