Послания к Ефесеям и Колоссянам, страница 12

2) Кротость   ("праотис"   от  "праос"  -  "кроткий).  По

Аристотелю, "праотис" - это среднее между  двумя  крайностями, золотая середина.  Кроткий,  "праос"  -  полный  хозяин  своих страстей и инстинктов.

3) Долготерпение  -  "макрофимия".  А  Септуагинте (Мак.)

обозначает стойкость  римлян,  которые  никогда   не   терпели поражения. Они   могли  проиграть  битву,  но  отнюдь  не  всю кампанию. Христианское долготерпение не признает поражения  от греха. Его    не    сломит   никакое   несчастье,   страдание, разочарование или смущение.

Это также  терпение  в  обращении  с  людьми.  По  Иоанну

Златоусту, это  поведение  человека,  обладающего  властью   и силой, чтобы отомстить,  но сознательно избегающего мести. Это способность без злобы и жалоб выносить оскорбления и клевету.

Павел спрашивает     нераскаявшегося    грешника:    "Или пренебрегаешь богатство...  долготерпения Божия?" (Рим.  2:4).

Апостол подчеркивает  и  долготерпение Христа к нему самому (1

Тим. 1:16).  Петр говорит о Божием долготерпении во дни Ноя (1

Пет. 3:20).  Он  же  говорит:  "Долготерпение  Господа  нашего почитайте спасением" (2 Пет. 3:15).

4) Любовь  ("агапи").  В  греческом  языке  четыре  слова обозначают любовь:

"эрос" - страстная любовь

"филиа" - теплое чувство привязанности, любовь к Родине

"сторги" - семейная любовь, любовь к родственникам

"агапи" - любовь,  которая воспринимается как милосердие, непоколебимая доброжелательность,  стремление  к  высшему  для ближнего благу.  Даже если ближний обижает и и оскорбляет нас,

"агапи" заставляет  всегда  сердечно  относиться  к нему.  Это несокрушимая доброжелательность по отношению  к  тем,  кто  не вызывает симпатии или даже неприятен нам, кто не любит нас или к кому мы  равнодушны.  "Агапи"  -  это  свойство  не  столько чувств, сколько  ума  и сердца,  которое препятствует мести за обиду и всегда содействует высшему благу  (спасению)  ближнего независимо от того, каков он сам.

5) мир.  "Единство духа в союзе мира" - это это  лежит  в основе Церкви Христовой.

Дары благодати

Еф. 4:7-8  -  "Каждому  же  из нас дана благодать по мере дара Христова.  Посему и сказано:  "восшед на  высоту,  пленил плен и дал дары человекам" (Пс. 67:19).

Павел цитирует с очень примечательной коррективой  Псалом

67:19, в  котором  изображено победоносное возвращение с войны царя: "Возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех..."

"Возшел еси на высоту" - т.е.  царь  восходит  по  крутой дороге на гору Сион,  царь идет по улицам Святаго Града,  а за ним ведут плененных врагов  в  цепях  как  доказательство  его победы. Но  в  Пс.  67 говорится о том,  что царь принял дары.

Павел изменяет это на "дал дары человекам".

В Ветхом   Завете   Бог-Царь  требует  и  принимает  дары

(жертвы) от людей.  В Новом Завете  Христос  дает  благодатные дары. В  Ветхом Завете ревностный Бог настаивает на принесении жертвы (поэтому    разработан     подробнейший     закон     о жертвоприношении). В  Новом  Завете  любящий Бог изливает Свою благодать на людей.

Еф. 4:12.   Христос  поставил  одних  апостолами,  других пророками, иных евангелистами...  к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова.

Совершение ("катартисис")      -      усовершенствование.

"Катартизо" -   медицинский   термин,   означающий: "вправлять вывихнутые суставы". Другое значение: "примирить оппозиционные фракции в  парламенте".  Иногда  означает  также "чинить сети"

(Мк. 1:19),  "исправить грешника" (Гал. 6:1). Идея: привести в должное состояние, сделать человека достойным членом Церкви.