Таким образом можно думать, что первоначальным насадителем церкви Христовой в Колоссах был сам Павел. Устроителями же, распространителями ее в этом городе могли быть два колосских ученика его: Епафрас и Филимон.
Поводом к написанию Послания к Колоссянам было то, что во
Фригии появились лжеучители, опасные для чистоты веры христан колосских. Известил ап. Павла обо всем происходившем в
Колоссах устроитель и представитель церкви Колосской Епафрас, пришедший в Рим.
Во время написания своего Послания к Колоссянам ап. Павел был узником (Кол. 4:3,18). Это, очевидно, были первые узы
Павла в Риме, потому что он пишет приветствие колоссянам от
Тимофея, которого во время вторых уз в Риме при ап. Павле не было. Таким образом, Послание к Колоссянам ап. Павел написал из Рима в начале 61 или 62-го года, несколько ранее, чем
Послание к Филиппийцам. Доставить свое послание в Колоссы апостол поручил Тихику и Онисиму.
Еф. и Кол. - парные послания, схожие между собой настолько, что в греческом тексте 55 стихов в них идентичны.
Можно предположить, что либо Кол. - то, что не поместилось в
Еф., либо Еф. - это расширенная редакция Кол.
Хотя Еф. и Кол. очень близки друг дуругу, Кол, Павел написал по совершенно конкретному поводу в связи с появлением псевдогносиса - гностических джеучений.
Похоже, что когда Павел писал Еф., он изъял из Кол. все специфические, спорные и преходящие моменты. И одновременно развил свои идеи о единстве всех во Христе, о высшей цели
Церкви - служить Христу во всеобъемлющем примирении людей с
Богом и между собой. Таким образом, христологически и экклезиологически Еф. тесно связано с Кол. и развивает идею
Божественной полноты (плиромы) во Христе, "в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол. 2:3).
Условная последовательность чтений
Гал. - 14 - 16 седмицы по Пятидесятнице
Еф. - 16 - 18 седмицы по Пятидесятнице
Флп. - понедельник 19-й - понедельник 21-й седмиц по
Пятидесятнице
Кол. - вторник 21-й - пятница 22-й седмиц по
Пятидесятнице.
Литература по Еф. и Кол.
1. Богдашевский Д. Послание Св. Ап. Павла к Ефесянам.
Исагогико-экзегетическое исследование. Киев, 1904.
2. Блж. Иероним, еп. Стридонский. Толкования на послания
Ап. Павла к Галатам и к Ефесянам. Киев, 1903.
3. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послания Ап. Павла к
Ефесянам, Колоссянам. Т. 11, кн. 1-2. СПб., 1905.
4. Прп. Феофан Говоров. Толкование Посланий Ап. Павла к
Ефесянам, Колоссянам. М., 1893.
Послание к Ефесянам
Еф. - это скорее эпистолия, богословский трактат. Даже стиль и слог Еф. отличны от других посланий. Обычно греческая речь Павла клокочет, как стремительный поток, а в Еф. она скорее похожа на движение тихой полноводной реки. В Еф. мы встречаем самые длинные предложения, поэтому послание звучит как поэма в прозе.
В греческом оригинале Еф. гл. 1:3-14, 15-23; гл. 2:1-9;
гл. 3:1-7 представляют собой в каждом случае сложное разветвленное предложение. Хотя писали унциалами, об этом свидетельствуют расстояния между строками.
Первые три главы Еф. фактически представляют собой длинную молитву, которая достигает своей кульминации в славословии (3:7) о апостольском служении благовествования по дару благодати Божией. В других посланиях нет ничего подобного. Перед нами слова Павловой молитвы, а не язык аргументов, споров или порицаний.
Словарный состав Еф. отличается от словаря Павла. В Еф.
есть около 70 слов, которые не встречаются в других посланиях
Павла.
Но Павел затрагивает в Еф. проблемы, о которых он раньше нигде не писал. Мысли его были напрвлены на то, о чем он раньше никогда не говорил. Разумеется, ему потребовались и новые слова.
* * *
Кому было написано Еф.?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.