Послания к Ефесеям и Колоссянам, страница 2

Таким образом  можно  думать,  что  первоначальным насадителем церкви Христовой в Колоссах был сам  Павел.  Устроителями  же, распространителями ее  в  этом городе могли быть два колосских ученика его: Епафрас и Филимон.

Поводом к написанию Послания к Колоссянам было то, что во

Фригии появились лжеучители,  опасные для чистоты веры христан колосских. Известил   ап.   Павла  обо  всем  происходившем  в

Колоссах устроитель и представитель церкви Колосской  Епафрас, пришедший в Рим.

Во время написания своего Послания к Колоссянам ап. Павел был узником  (Кол.  4:3,18).  Это,  очевидно,  были первые узы

Павла в Риме,  потому что он пишет приветствие  колоссянам  от

Тимофея, которого  во время вторых уз в Риме при ап.  Павле не было. Таким образом,  Послание к Колоссянам ап.  Павел написал из Рима  в  начале  61  или 62-го года,  несколько ранее,  чем

Послание к Филиппийцам.  Доставить  свое  послание  в  Колоссы апостол поручил Тихику и Онисиму.

Еф. и  Кол.  -  парные  послания,  схожие   между   собой настолько, что  в  греческом тексте 55 стихов в них идентичны.

Можно предположить,  что либо Кол.  - то, что не поместилось в

Еф., либо Еф. - это расширенная редакция Кол.

Хотя Еф.  и Кол.  очень близки друг  дуругу,  Кол,  Павел написал по  совершенно конкретному поводу в связи с появлением псевдогносиса - гностических джеучений.

Похоже, что  когда Павел писал Еф., он изъял из Кол.  все специфические, спорные и преходящие  моменты.  И  одновременно развил свои  идеи  о  единстве  всех во Христе,  о высшей цели

Церкви - служить Христу во всеобъемлющем  примирении  людей  с

Богом и   между   собой.   Таким   образом, христологически  и экклезиологически Еф.  тесно связано с Кол.  и развивает  идею

Божественной полноты  (плиромы) во Христе,  "в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол. 2:3).

Условная последовательность чтений

Гал. - 14 - 16 седмицы по Пятидесятнице

Еф.  - 16 - 18 седмицы по Пятидесятнице

Флп. - понедельник 19-й  -  понедельник  21-й  седмиц  по

Пятидесятнице

Кол. - вторник   21-й   -   пятница   22-й   седмиц   по

Пятидесятнице.

Литература по Еф. и Кол.

1. Богдашевский  Д.  Послание Св.  Ап.  Павла к Ефесянам.

Исагогико-экзегетическое исследование. Киев, 1904.

2. Блж.  Иероним, еп. Стридонский. Толкования на послания

Ап. Павла к Галатам и к Ефесянам. Киев, 1903.

3. Св.  Иоанн  Златоуст.  Беседы на послания Ап.  Павла к

Ефесянам, Колоссянам. Т. 11, кн. 1-2. СПб., 1905.

4. Прп.  Феофан Говоров.  Толкование Посланий Ап. Павла к

Ефесянам, Колоссянам. М., 1893.

Послание к Ефесянам

Еф. - это скорее эпистолия,  богословский  трактат.  Даже стиль и слог Еф.  отличны от других посланий. Обычно греческая речь Павла клокочет,  как стремительный поток,  а  в  Еф.  она скорее похожа  на  движение тихой полноводной реки.  В Еф.  мы встречаем самые длинные предложения,  поэтому послание  звучит как поэма в прозе.

В греческом оригинале Еф.  гл.  1:3-14, 15-23; гл. 2:1-9;

гл. 3:1-7   представляют   собой   в   каждом  случае  сложное разветвленное предложение.  Хотя  писали  унциалами,  об  этом свидетельствуют расстояния между строками.

Первые три  главы  Еф.  фактически   представляют   собой длинную молитву,   которая   достигает   своей  кульминации  в славословии (3:7) о апостольском служении благовествования  по дару благодати   Божией.   В   других   посланиях  нет  ничего подобного. Перед  нами  слова  Павловой  молитвы,  а  не  язык аргументов, споров или порицаний.

Словарный состав Еф.  отличается от словаря Павла.  В Еф.

есть около 70 слов,  которые не встречаются в других посланиях

Павла.

Но Павел затрагивает в Еф.  проблемы, о которых он раньше нигде не писал.  Мысли его были напрвлены  на  то,  о  чем  он раньше никогда  не  говорил.  Разумеется,  ему потребовались и новые слова.

*   *   *

Кому было написано Еф.?