Послания к Ефесеям и Колоссянам, страница 4

memoriae" -   "осуждение   (проклятие)  памяти".  Если  кто-то самоотверженно служил императору (и имя  этого  человека  было даже  внесено  в анналы или увековечено на памятнике), а потом совершал предательство,  память его предавалась  проклятию,  а имя скалывалось    с   памятников.   Харнак   допускает,   что

Лаодикийская церковь подверглась такому "осуждению памяти"  за свое отступничество  и  название  ее было вычеркнуто из адреса

Павлова послания. Когда же в Ефесе собирали Павловы письма, то рукопись получила название "К Ефесянам".

Русские богословы Д.Богдашевский, Н.Глубоковский, Кассиан

Безобразов считают,  что  Еф.  вообще  не  было  написано  для какой-нибудь одной церкви,  а представляло собой  своего  рода циркулярное письмо   всем   основанным  Павлом  в  Малой  Азии общинам. Кол.  4:16 - "Когда это послание  прочитано  будет  у вас, то   распорядитесь,   чтобы   оно   было  прочитано  и  в

Лаодикийской церкви;  а то,  которое из Лаодикии, прочитайте и вы".

Павел пишет о послании "из Лаодикии" и  как  бы  говорит, что он разослал послания по всем церквам. Сейчас оно находится в Лаодикии;  когда его перешлют из Лаодикии к  вам  (в  Ефес), прочитайте его и вы.

Павел написал Еф.  в тюрьме незадолго до смерти.  Апостол называет себя  "узником  Иисуса  Христа":  "Я сделался узником

Иисуса Христа за вас язычников" (Еф. 3:1). Павел называет себя также "узником  в  Господе" (Еф.  4:1) - "Я,  узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания,  в которое вы призваны".

Павел говорит о том, что он "исполняет свое посольство в узах"

(Еф. 6:20) - "я исполняю  посольство  в  узах,  дабы  я  смело проповедывал, как мне должно".

О своих узах апостол сообщает и в Кол.  (4:18) - "Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь".

Когда мы читаем об узах Павла, нельзя забывать о том, что они в буквальном смысле скользили по пергаменту, на котором он писал. Рука   апостола   была   скована   с   рукой    солдата преторианской гвардии,    сторожившего    его.   Каждый   день караульный солдат  менялся,  поэтому  евангельскую  проповедь, по-видимому, услышала вся преторианская гвардия, насчитывавшая

10 тысяч   человек   (основана   императором   Августом).   не удивительно, что  в  годы  гонений сонм христианских мучеников пополнился многочисленными  выходцами  из   армейской   среды, включая стратилатов, центурионов (сотников), когортосов и др.

Павел постоянно видел перед собою легионеров,  и когда он пишет Еф.,  доспехи  воина  вызывают  у  него  размышления.  У

христианина тоже есть свои доспехи,  которые апостол толкует в категориях спасения. Об этих доспехах нам говорит апостольское зачало 233,  читаемое на службе  исповедников  (Еф.  6:11-17).

[Эти же  стихи  читаются  в  чинопоследовании  на  пострижение монахов: 1)  последование   малой   схимы   (рясофор)   и   2)

последование великого и ангельского образа (великая схима),  а также в молебне и за  отечество  и  за  люди  во  время  брани

"против супостатов,  находящих  на ны" - Большой требник,  гл.

91]: - "Братие,  возмогайте во Господе,  и в державе  крепости

Его. Облецытеся  во  вся  оружия Божия,  яко возмощи вам стати противу кознем дьявольским.  Яко несть наша брань не к крови и плоти, но к началом и ко властем,  и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы  поднебесным.  Сего  ради  приимите  вся оружия Божия,  да  возможет противитися в день люб...  Станите убо препоясани  чресла  ваша  истиною,  и  оболкшеся  в  броня правды, и обувше нози во уготование благовествования мира. Над всеми же восприимше щит веры,  в  немже  возможет  вся  стрелы лукаваго разженныя угасити.  И шлем спасения восприимите и меч духовный, иже есть глагол Божий".