memoriae" - "осуждение (проклятие) памяти". Если кто-то самоотверженно служил императору (и имя этого человека было даже внесено в анналы или увековечено на памятнике), а потом совершал предательство, память его предавалась проклятию, а имя скалывалось с памятников. Харнак допускает, что
Лаодикийская церковь подверглась такому "осуждению памяти" за свое отступничество и название ее было вычеркнуто из адреса
Павлова послания. Когда же в Ефесе собирали Павловы письма, то рукопись получила название "К Ефесянам".
Русские богословы Д.Богдашевский, Н.Глубоковский, Кассиан
Безобразов считают, что Еф. вообще не было написано для какой-нибудь одной церкви, а представляло собой своего рода циркулярное письмо всем основанным Павлом в Малой Азии общинам. Кол. 4:16 - "Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в
Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы".
Павел пишет о послании "из Лаодикии" и как бы говорит, что он разослал послания по всем церквам. Сейчас оно находится в Лаодикии; когда его перешлют из Лаодикии к вам (в Ефес), прочитайте его и вы.
Павел написал Еф. в тюрьме незадолго до смерти. Апостол называет себя "узником Иисуса Христа": "Я сделался узником
Иисуса Христа за вас язычников" (Еф. 3:1). Павел называет себя также "узником в Господе" (Еф. 4:1) - "Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны".
Павел говорит о том, что он "исполняет свое посольство в узах"
(Еф. 6:20) - "я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно".
О своих узах апостол сообщает и в Кол. (4:18) - "Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь".
Когда мы читаем об узах Павла, нельзя забывать о том, что они в буквальном смысле скользили по пергаменту, на котором он писал. Рука апостола была скована с рукой солдата преторианской гвардии, сторожившего его. Каждый день караульный солдат менялся, поэтому евангельскую проповедь, по-видимому, услышала вся преторианская гвардия, насчитывавшая
10 тысяч человек (основана императором Августом). не удивительно, что в годы гонений сонм христианских мучеников пополнился многочисленными выходцами из армейской среды, включая стратилатов, центурионов (сотников), когортосов и др.
Павел постоянно видел перед собою легионеров, и когда он пишет Еф., доспехи воина вызывают у него размышления. У
христианина тоже есть свои доспехи, которые апостол толкует в категориях спасения. Об этих доспехах нам говорит апостольское зачало 233, читаемое на службе исповедников (Еф. 6:11-17).
[Эти же стихи читаются в чинопоследовании на пострижение монахов: 1) последование малой схимы (рясофор) и 2)
последование великого и ангельского образа (великая схима), а также в молебне и за отечество и за люди во время брани
"против супостатов, находящих на ны" - Большой требник, гл.
91]: - "Братие, возмогайте во Господе, и в державе крепости
Его. Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем дьявольским. Яко несть наша брань не к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможет противитися в день люб... Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нози во уготование благовествования мира. Над всеми же восприимше щит веры, в немже возможет вся стрелы лукаваго разженныя угасити. И шлем спасения восприимите и меч духовный, иже есть глагол Божий".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.