Послания к Ефесеям и Колоссянам, страница 5

Еф. 6:16 - "Паче всего возьмите щит веры (греч.:  "фирэос тис пистэос"),  которым  возможете  угасить  все   раскаленные стрелы (греч.:  "вэлос" - "дротик лукавого").  Для обозначения щита Павел использует греческое слово "фирэос" (лат.  scutum).

Это не   маленький   круглый,  а  большой  прямоугольный  щит, составлявший доспехи тяжеловооруженного воина.  Самое страшное оружие древних   -   горящие   дротики.  К  ним  привязывалась просмоленная пакля,  которая поджигалась при метании. "Фирэос"

изготавливался из  двух  слоев  древесины.  Дротик  врезался в дерево, пробивал первый слой, попадал в пустое пространство, и пламя гасло.  Так  же  как тяжелое вооружение спасало древних, наша вера должна отражать горящие стрелы искушения.

Если от  искушений  нас  спасает  вера,  то в основе веры лежит совершенная полнота благодати  Божией,  соединившей  все небесное и  земное во Христе.  Эту мысль апостол выразил в Еф.

(1:9-10). Бог  Отец  открыл  "тайну  Своей  воли   по   Своему благоволению, которое   Он  прежде  положил  в  Нем  (т.е.  во

Христе), в устроение  полноты  времен,  дабы  все  небесное  и земное соединить под главою Христом".

Для передачи значения  "устроение"  (слав.:  "смотрение")

Павел употребляет   слово  "икономия"  -  разумное  управление домашним хозяйством, доброе воспитание семьи.

Что понимал Павел под "тайной волей Божией"?  Все народы, весь мир,  все  враждующие  между  собой  люди  примиряются  и воссоединяются с  Богом  во  Христе;  все  небесное  и  земное интегрируется под главою Христом.  Разлад,  дезинтеграция - от борьбы и  во  внешнем  мире,  и  в  душе человеческой.  Борьба происходит внутри  каждого.  В  каждом  человеке   идет   своя

"гражданская война"   против   Бога,  душа  разрывается  между добрыми побуждениями и порочными помыслами.

Центральная идея   Еф.:  Христос  открыл  разъединенному, оторванному от Бога,  самоценному (автономному)  миру  путь  к единству с Богом.  Путь к примирению и воссоединению небесного и земного - через веру во Христа,  и  Церковь  указывает  этот путь.

Человек ненавидит свои грехи и в то же время любит их.  И

греческая, и иудейская философские школы времен Павла считали, что эта дисгармония распространилась везде,  даже на  небесах.

Между силами  добра  и  зла идет отчаянная борьба,  охватившая вселенную - борьба Бога с демонами.  Обостряется и дисгармония между Богом  и  человеческим миром.  Человек,  который призван стать поборником Бога,  оказывается Его противоборцем.  В мире без Христа  господствует  отчужденность.  Но  она не входила в предначертания Бога.  Центральная мысль Еф. - в осознании этой разобщенности, в  осознании  того,  что  единство  может  быть восстановлено только тогда,  когда  все  вновь  соединится  во

Христе.

Кульминация послания:  "Одно тело и один дух,  как  вы  и призваны к  одной  надежде вашего звания;  один Господь,  одна вера, одно крещение,  один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Еф. 4:4-6).

Христос - глава,  Церковь -  Его  Тело.  Глава  не  может управлять дезинтегрированным,    нескоординированным    телом, состоящим из не связанных  между  собой  частей.  Но  единство достигается не механическим соединением, даже не столько общим управлением и  единой   организацией   (структурой),   сколько общностью любви ко Христу и ближнему, ибо из Христа "все Тело, составляемое и  совокупляемое   посредством   всяких   взаимно скрепляющих связей,  при  действии  в свою меру каждого члена, получает приращение для созтдания самого себя в любви".

Еф. 4:4  - "Одно тело и один дух" (греч.:  "эн сома кэ эн