Пнэвма"). Единствор Церкви обязано животворящему Духу Божию, поэтому слово "Дух" ("Пнэвма") в греческом тексте пишется с заглавной, а не с прописной буквы. [Западные толковники обычно имеют в виду не Святой Дух, а просто дух общей жизни, единодушие - то, что Павел чаще всего выражает словом
"психи".]
Единство мира земного и небесного во Христе требует, чтобы человеческие отношения были средством не самоутверждения, а постижения Бога и служения Ему. Но как достичь единства мира земного, дольнего, и мира небесного, горнего, к которому призывает апостол? Это, пожалуй, самый сложный вопрос Павлова богословия.
Остановимся на этом подробнее. "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного..." (Ин. 3:16). В масоретском тексте Библии арамейское слово "тебел" обычно обозначает: "мир земной", "земля". "Бог сотворил землю силою Своею" (Иер.
51:15); "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1). В
Септуагинте "мир" (космос) распространяется на все творение
Божие, включая человека, и осмысливается в соответствии со спасительным замыслом Божиим: "Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст нам дыхание и жизнь с милостью" (2 Мак. 7:23). Мир, таким образом, имеет свою историю, которая, начавшись до человека, доходит до его сотворения по образу Божию (Быт. 1:1 - 2:4) и теперь развивается в неразрывной (хотя и не тождественной) связи с историей человечества, с тем чтобы завершиться в общей конечной точке: "земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет.
3:10) и будут "новое небо и новая земля" (Откр. 21:1).
Бог включил мир в Свой спасительный замысел, в центре которого стоит человек. Это определяет сооотношение между миром и человеком, возникшим из мира, чтобы владычествовать над ним (Быт. 1:28) и таким образом связать его участь со своей собственной участью. Мир вовлечен в активное участие в истории спасения и через нее получает свой подлинный религиозный смысл. Каждая тварь, входящая в множественный состав мира, получает двойное назначение. Та же вода, например, которая погубила египтян, обеспечила спасение
Израиля (Прем. 11:5-14).Бог, Который создал мир для блага и счастья человека, использует мир и для наказания человечестива, ставшего на роковой путь греха. Так возникают всевозможные бедствия, когда по попущению Божию мир восстает против человека, начиная с потопа и казней египетских вплоть до современных экологических катастроф.
Мир земной нельзя отождествлять с грехом, что было бы хулой на творение Божие. Но если мир не соотносится с Богом, рассматривается как самоценная и автономная "материя" и не используется как средство общения с Богом, как способ жизни в
Нем, тогда мир становится носителем и обиталищем греха и диавольских сил. Будучи в сущности своей благом, мир
("материя") может стать орудием человеческого падения, порабощения греху и смерти. Только во Христе и Его властию мир освобождается от греха, снова становится носителем, храмом
Божией славы и средством соединения Бога с человеком.
Апостол Павел подчеркивает тесную связь творения мира м воплощенным Словом Божиим: "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол. 1:16-17).
Следовательно, Сын Божий - создатель и искупитель мира. Отсюда нравственный смысл сотворения мира не может быть отделен от эсхатологической перспективы спасения. Воплощением Слова Божия осуществилось преобразование мира, о котором возвещали ветхозаветные пророки: "Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце" (Ис.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.