Послания к Ефесеям и Колоссянам, страница 6

Пнэвма"). Единствор Церкви обязано животворящему  Духу  Божию, поэтому слово  "Дух"  ("Пнэвма")  в греческом тексте пишется с заглавной, а не с прописной буквы. [Западные толковники обычно имеют в  виду  не  Святой  Дух,  а  просто  дух  общей  жизни, единодушие -  то,  что  Павел  чаще  всего   выражает   словом

"психи".]

Единство мира земного  и  небесного  во  Христе  требует, чтобы человеческие     отношения     были     средством     не самоутверждения, а постижения Бога  и  служения  Ему.  Но  как достичь единства  мира  земного,  дольнего,  и мира небесного, горнего, к которому призывает  апостол?  Это,  пожалуй,  самый сложный вопрос Павлова богословия.

Остановимся на этом подробнее. "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного..." (Ин.  3:16).  В масоретском тексте Библии арамейское слово "тебел" обычно обозначает: "мир земной", "земля".  "Бог  сотворил  землю  силою  Своею"  (Иер.

51:15); "В начале сотворил Бог небо и  землю"  (Быт.  1:1).  В

Септуагинте "мир"  (космос)  распространяется  на все творение

Божие, включая человека,  и осмысливается  в  соответствии  со спасительным замыслом Божиим:  "Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех,  опять даст нам дыхание и жизнь с милостью" (2 Мак. 7:23). Мир, таким образом, имеет свою историю, которая, начавшись до человека, доходит до его сотворения  по  образу  Божию  (Быт.  1:1  - 2:4) и теперь развивается в неразрывной (хотя и не  тождественной)  связи  с историей человечества,   с   тем  чтобы  завершиться  в  общей конечной точке:  "земля и все дела  на  ней  сгорят"  (2  Пет.

3:10) и будут "новое небо и новая земля" (Откр. 21:1).

Бог включил мир в Свой  спасительный  замысел,  в  центре которого стоит  человек.  Это  определяет  сооотношение  между миром и человеком,  возникшим из мира,  чтобы  владычествовать над ним  (Быт.  1:28)  и  таким  образом связать его участь со своей собственной участью.  Мир вовлечен в активное участие  в истории спасения   и   через   нее   получает  свой  подлинный религиозный смысл.  Каждая  тварь,  входящая  в  множественный состав мира,   получает   двойное   назначение.  Та  же  вода, например, которая  погубила   египтян,   обеспечила   спасение

Израиля (Прем.  11:5-14).Бог,  Который  создал мир для блага и счастья человека,   использует    мир    и    для    наказания человечестива, ставшего  на роковой путь греха.  Так возникают всевозможные бедствия,  когда по попущению Божию мир  восстает против человека,  начиная  с потопа и казней египетских вплоть до современных экологических катастроф.

Мир земной  нельзя  отождествлять  с грехом,  что было бы хулой на творение Божие.  Но если мир не соотносится с  Богом, рассматривается как  самоценная  и  автономная  "материя" и не используется как средство общения с Богом,  как способ жизни в

Нем, тогда  мир  становится  носителем  и  обиталищем  греха и диавольских сил.  Будучи  в   сущности   своей   благом,   мир

("материя") может   стать   орудием   человеческого   падения, порабощения греху и смерти. Только во Христе и Его властию мир освобождается от  греха,  снова  становится носителем,  храмом

Божией славы и средством соединения Бога с человеком.

Апостол Павел  подчеркивает  тесную связь творения мира м воплощенным Словом Божиим:  "Им создано все,  что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли,  власти ли,  - все Им и для Него создано;  и Он есть прежде   всего,   и   все   Им   стоит"  (Кол.  1:16-17).

Следовательно, Сын Божий - создатель и искупитель мира. Отсюда нравственный смысл  сотворения  мира  не может быть отделен от эсхатологической перспективы спасения. Воплощением Слова Божия осуществилось преобразование   мира,   о   котором   возвещали ветхозаветные пророки:  "Я творю новое небо и новую  землю,  и прежние уже  не будут воспоминаемы и не придут на сердце" (Ис.