Послания к Ефесеям и Колоссянам, страница 14

"Жены, своим мужьям повинуйтеся,  якоже Господу...  Якоже

Церковь повинуется Христу,  такожде  и  жены  своим  мужем  во всем... Мужие,  любите  своя  жены,  якоже  и  Христос возлюби

Церковь и Себе предаде за ню...  Любяй свою жену  себе  самого любит... Сего  ради  оставит  человек  отца  своего и матерь и прилепится к жене своей и будет два в плоть едину.  Тайна  сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во Церковь... А жена да боится своего мужа".

В 1 Кор.  7 изложено учение Павла о браке и об отношениях между мужем и женой.

Павел друскает  брак  постольку,  поскольку  он позволяет избежать худшего.

1 Кор.  7:2  -  "Во  избежание блуда каждый имей жену,  и каждая имей своего мужа".

Павел позволяет вдове выйти замуж во второй раз,  но было бы лучше,  если бы она оставалась  вдовой  (1  Кор.  7:39-40).

Павел предпочитает,  чтобы  неженатые  и  вдовые не вступали в брак. Но если они "не могут  воздержаться,  пусть  вступают  в брак, ибо  лучше вступить в брак,  нежели разжигаться" (1 Кор.

7:9).

Эсхатологические чаяния   были   настолько   сильны,  что апостол не  советовал  связывать  себя  земными  узами,  чтобы сосредоточиться на использовании оставшегося короткого времени для подготовки ко второму пришествию  Христа,  ибо  "неженатый заботится о   Господнем,   как   угодить  Господу;  а  женатый заботится о мирском, как угодить жене" (1 Кор. 7:32-33).

Со времени появления 1 Кор. до написания Еф. прошло около

10 лет.  Промежуточный переходный период  перерастал  в  более стабильную эпоху.  Поэтому  в Еф.  Павел говорит о браке как о священном союзе, который сопоставим только с отношениями между

Христом и Церковью - Его Телом.

Любовь мужа должна быть  жертвенной.  Муж  должен  любить свою жену так же, как Христос возлюбил Церковь и принес Себя в жертву за нее.

Еф. 5:22 - "Жены,повинуйтесь своим мужьям,  как Господу".

Повиновение как результат любви,  ибо отношения между мужем  и женой -  в  Господе.  В  христианском  браке не двое,  а трое, итретий - Христос,  Который никогда не  должен  быть  "третьим лишним".

Еф. 5:33 - "Жена да  боится  своего  мужа"  Блж.  Иероним перевел греч.  "боится"  (от  "фовэо"  -  "пугать") как "чтит"

("хоноро"): "Жена да чтит своего мужа".  Жена  должна  бояться оскорбить мужа и тем уменьшить взаимную любовь.

Еф. 6:5 - "Рабы, повинуйтесь господам своим..."

В Римской  империи  насчитывалось  около  60 млн.  рабов.

Практически все  делали  рабы: врачи, учителя,  ученые,   даже секретари у  императоров,  не  говоря уж о чернорабочих,  были рабами. В Греции все люди делились  на  два  класса:  греки  и варвары. В   варварам   относились   все,   кто   не   говорил по-гречески. Аристотель называл  варварские  племена  "классом скотов". Резкая  поляризация  присуща  древним  и  в  духовной сфере, например,  фарисе в Израиле - всего 6 тысяч человек.

По Павлу,  каждый человек должен жить по-христиански там, куда определил его Бог. Спасение человека не зависит от места, занимаемого им в обществе.

Еф. 6:18 -  "Всякою  молитвою  и  прошением  молитесь  во всякое время  духом,  и  старайтесь  о  сем  самом  со  всяким постоянством и  молением  о  всех  святых".  В  этом   отрывке заключено учение Павла о молитве.  По прп. Феофану Затворнику,

Павел называет 5 свойств христианской молитвы:

!) разнообразие ("всякою молитвою и прошением")

2) неотступность ("во всякое время")

3) духовность ("духом").  В греч. "эн Пнэвмати" пишется с заглавной буквы,  т.е.  во Св.  Духе молитесь умом,  сердцем и волей.

4) терпение ("со всяким постоянством")

5) общность  ("моление  о  всех  святых"),  т.е.  молитва должна быть соборной,  церковной,  о  всех  верующих,  о  всей

Церкви и от имени всей Церкви.