Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский государственный технический университет
ББК 3973.2-02 № ......
УДК 621.396.001
ЦИФРОВЫЕ УСТРОЙСТВА
МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ ТЕХНИКИ
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ № 1-5
Методические указания
для студентов II – III курсов радиотехнических специальностей факультета РЭФ всех форм обучения по специальностям:
- 210302 –Радиотехника; - 210402 – Средства связи с подвижными объектами; - 210405 - Радиосвязь, радиовещание и телевидение.
НОВОСИБИРСК
2010
ББК 3973.2-02 № ......
УДК 621.396.001
Составил: канд. техн. наук, доц. В.Р. Снурницин
Рецензент канд. техн. наук, доц. А.М. Сажнев
Работа подготовлена кафедрой радиоприёмных
и радиопередающих устройств
ã Новосибирский государственный
технический университет, 2010
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………. |
4 |
1. Лабораторная работа № 1. Логические элементы и операции ……… |
5 |
2. Лабораторная работа № 2. Арифметические сумматоры…………… |
17 |
3. Лабораторная работа № 3. Мультиплексоры и демультиплексоры… |
26 |
4. Лабораторная работа № 4. Триггеры и регистры ……………………… |
41 |
5. Лабораторная работа № 5. Счетчики …………………………………… |
55 |
Литература ……………………………………………………………….. |
68 |
Введение
Настоящие методические указания к первым пяти лабораторным работам по курсу "Цифровые устройства и микропроцессоры" предназначены для студентов II-III курсов радиотехнических специальностей радиотехнического факультета. В качестве виртуальной среды изучения цифровых устройств используется адекватная система моделирования и проектирования аналоговых и цифровых радиотехнических (электротехнических и др.) устройств ElectronicsWorkbench (EWB).
Цифровая техника имеет много преимуществ перед аналоговой. Но у цифровой техники есть один важный недостаток: реальный мир в основном аналоговый, что, в частности, вызывает трудности в освоении принципов работы цифровых устройств. Экспромтом выполнять лабораторные работы невозможно, необходимо предварительно ознакомиться с терминологией, принципами построения и работы исследуемых цифровых устройств. Поэтому описания и методические указания составлены "от нуля" и содержат материал, достаточный для того, чтобы на "лабораторных работах чувствовать себя человеком".
Лабораторная работа № 1
Логические элементы и операции
Целиработы. Изучение базисных элементов логических (цифровых) схем, способов представления логических функций, способов перехода из одного базиса в другой, ознакомление с процедурой синтеза комбинационных схем. Приобретение навыков работы в виртуальной электронной лаборатории EWB.
1. С чего начинается цифровая техника
В 1854 г. Джордж Буль ввел двузначную алгебру "как средство для выражения … фундаментальных законов умозаключения …", а в 1938 г. Клод Э. Шеннон применил булеву алгебру для математического описания технических устройств, состоящих из реле, которые тоже двузначны - имеют два состояния: включено и выключено. Так булева алгебра превратилась в алгебру переключений, и так было положено начало развитию цифровой техники. В цифровой технике поведение объектов по отношению к внешнему миру определяется реакцией в виде одного из двух возможных состояний, определяемых как 0 или 1, на входное воздействие, которое также может иметь только два возможных состояния 0 и 1. Можно было бы далее не употреблять слова, происходящие от слова "логика", однако, учитывая истоки алгебры переключений, формулы легче воспринимать в контексте их происхождения.
В алгебре переключений для переменных А и В определены три двоичные операции: логического сложения (ИЛИ), логического умножения (, И) и логического отрицания ( НЕ). Эти двоичные операции подчиняются следующим постулатам.
1. Область определения всех трех функций (логических операций) над логическими переменными так же двоичная, т.е. 0 и 1.
2. Нейтральные элементы по сложению и умножению определяются как А+0=А и А*1=1.
3. Коммутативность операций постулируется как в обычной алгебре чисел, т.е. А+В=В+А и А*В=В*А.
4. Дистрибутивность операций определяется как
А+(В*С) =(А+В)*(А+С) и А*(В+С)=А*В+А*С.
5. Для каждого логического элемента А существует дополнительный элемент , такой, что А+=1 и А*=0.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.