Для оценки влияния сцепных свойств ведущих колес на тяговые свойства АТС, рассчитаем динамический фактор по сцеплению для трех уровней скорости автомобиля с учетом движения на всех передачах (VAmin , VAср , VАmax):
, (37)
, (38)
. (39)
;
;
.
Тяговая характеристика представлена графиком на рисунке 2, используя полученные значения таблицы 8 VA, PT, PC, PCПна всех передачах переднего хода.
Рисунок 2 – Тяговая характеристика ВАЗ-2112 с пятиступенчатой коробкой передач: РТ1 – РТ5 – сила тяги на 1-5 передачах; РСГ и РСП – сила сопротивления движению на горизонтальном участке и подъеме соответственно (126км/ч – максимально возможная скорость на горизонтальном участке, 4-й передаче; 102км/ч – на подъеме, 3-й передачи
Вывод:
1) В заданных дорожных условиях диапазон реализуемой АТС силы тяги РТ составляет 5268,6…810,19 Н;
2) Диапазон силы сопротивления движения в заданных условиях составляет: на горизонтальном участке РС = 3033,6…526,4 Н; на подъеме – РСП= 3766,9…1259,7 Н;
3) Сила сопротивления воздуха РВ увеличивает силу сопротивления движения при максимально возможной скорости АТС на горизонтальном участке и подъеме с заданным уклоном i:
126км/ч = 35м/с – максимально возможной скорости АТС на горизонтальном участке, значит
;
(по аналогии с расчетами для таблицы 8)
;
;
102км/ч = 28,33м/с - максимально возможной скорости АТС на подъеме, значит:
;
;
;
;
.
Следовательно, сила сопротивления движения возрастает в 1,33 раза на подъеме по сравнению с горизонтальным участком.
Динамическую характеристику представляем графиком на рисунком 3, используя из таблицы 8 значения VA, D, Dφ, f, i.
Дополнительно рассчитываем динамический фактор по сцеплению для φ=0,9 (сухой асфальтобетон) и φ=0,1 (лед).
φ=0,9:
; (40)
; (41)
. (42)
;
;
.
аналогично для φ=0,1:
;
.
Рисунок 3 – Динамическая характеристика ВАЗ-2112: D1-D5 – динамический фактор на 1-5 передачах; Dф, Dф0,9 и Dф0,1 – соответственно динамический фактор по сцеплению при φЗАД , при φ=0,9 и φ=0,1; f и ψ – соответственно коэффициенты сопротивления качению и дороги. (Из графика следует: 126км/ч – максимально возможная скорость на горизонтальном участке, на 4-й передаче; 102км/ч – на подъеме, на 3-й передаче).
Рассчитаем максимальный уклон imax, который может преодолеть АТС при заданном f:
, (43)
, (44)
где Dmax – максимальное значение динамического фактора на конкретной передаче (формула (40));
При f = 0,03, φ = 0,6:
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
При f = 0,03, φ = 0,9:
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
При f = 0,035, φ = 0,1:
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
Из чего следует, что при данных условиях автомобиль не может преодолеть уклон на пятой передачи.
Таблица 9 – Результаты расчета динамической характеристики
Показатель |
Номер передачи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Макс. возможная скорость: VА max при i=0, (м/с) |
13,1 |
24,4 |
35,1 |
35 |
32,5 |
Макс. возможная скорость: VА max при i=iЗАД, (м/с) |
13,1 |
34,4 |
28,3 |
0 |
0 |
Скорость при максимальном D: VD max, (м/с) |
|||||
Макс. преодолеваемый уклон imax при fЗАД и φЗАД |
0,1665 |
0,1661 |
0,1655 |
0,1643 |
0,1632 |
Макс. преодолеваемый уклон imax при fЗАД и φ=0,1 |
0,0026 |
0,0022 |
0,0016 |
0,0004 |
- |
Макс. преодолеваемый уклон imax при fЗАД и φ=0,9 |
0,2648 |
0,2644 |
0,2638 |
0,2626 |
0,2615 |
Перейдем к построению графика ускорений.
Рассчитаем время разгона от 0 до скорости Vmin:
, (45)
где - среднее ускорение, ;
- начальные значения (таблица 8) ускорения и скорости разгона АТС на первой передаче;
.
Тогда пройденный за это время путь:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.