Анализ эксплуатационных свойств автомобиля ВАЗ-2112. Модернизация синхронизатора КПП, страница 8


Для оценки влияния сцепных свойств ведущих колес на тяговые свойства АТС, рассчитаем динамический фактор по сцеплению для трех уровней скорости автомобиля с учетом движения на всех передачах (VAmin , VAср , VАmax):

,                                    (37)

,                                     (38)

.                                    (39)

;

;

.

Тяговая характеристика представлена графиком на рисунке 2, используя полученные значения таблицы 8 VA, PT, PC, PCПна всех передачах переднего хода.

Рисунок 2 – Тяговая характеристика ВАЗ-2112 с пятиступенчатой коробкой передач: РТ1 – РТ5 – сила тяги на 1-5 передачах; РСГ и РСП – сила сопротивления движению на горизонтальном участке и подъеме соответственно (126км/ч – максимально возможная скорость на горизонтальном участке, 4-й передаче; 102км/ч – на подъеме, 3-й передачи

Вывод:

1)  В заданных дорожных условиях диапазон реализуемой АТС силы тяги РТ составляет 5268,6…810,19 Н;

2)  Диапазон силы сопротивления движения в заданных условиях составляет: на горизонтальном участке РС = 3033,6…526,4 Н; на подъеме – РСП= 3766,9…1259,7 Н;

3)  Сила сопротивления воздуха РВ увеличивает силу сопротивления движения при максимально возможной скорости АТС на горизонтальном участке и подъеме с заданным уклоном i:

126км/ч = 35м/с – максимально возможной скорости АТС на горизонтальном участке, значит

;

(по аналогии с расчетами для таблицы 8)

;

;

102км/ч = 28,33м/с - максимально возможной скорости АТС на подъеме, значит:

;

;

;

;

.

Следовательно, сила сопротивления движения возрастает в 1,33 раза на подъеме по сравнению с горизонтальным участком.

Динамическую характеристику представляем графиком на рисунком 3, используя из таблицы 8 значения VA, D, Dφ, f, i.

Дополнительно рассчитываем динамический фактор по сцеплению для φ=0,9 (сухой асфальтобетон) и φ=0,1 (лед).

φ=0,9:

;                                    (40)

;                                   (41)

.                                    (42)

;

;

.

аналогично для φ=0,1:

;

.

Рисунок 3 – Динамическая характеристика ВАЗ-2112: D1-D5 – динамический фактор на 1-5 передачах; Dф, Dф0,9 и Dф0,1 – соответственно динамический фактор по сцеплению при φЗАД , при φ=0,9 и φ=0,1; f и ψ – соответственно коэффициенты сопротивления качению и дороги. (Из графика следует: 126км/ч – максимально возможная скорость на горизонтальном участке, на 4-й передаче; 102км/ч – на подъеме, на 3-й передаче).

Рассчитаем максимальный уклон imax, который может преодолеть АТС при заданном f:

,                                         (43)

,                                      (44)

где     Dmax – максимальное значение динамического фактора на конкретной передаче (формула (40));

При f = 0,03, φ = 0,6:

;

;

;

;

;

;

;

;

;

.

При f = 0,03, φ = 0,9:

;

;

;

;

;

;

;

;

;

.

При f = 0,035, φ = 0,1:

;

;

;

;

;

;

;

;

;

.

Из чего следует, что при данных условиях автомобиль не может преодолеть уклон на пятой передачи.

Таблица 9 – Результаты расчета динамической характеристики

Показатель

Номер передачи

1

2

3

4

5

Макс. возможная скорость: VА max при i=0, (м/с)

13,1

24,4

35,1

35

32,5

Макс. возможная скорость: VА max при i=iЗАД, (м/с)

13,1

34,4

28,3

0

0

Скорость при максимальном D: VD max, (м/с)

Макс. преодолеваемый уклон imax при fЗАД и φЗАД

0,1665

0,1661

0,1655

0,1643

0,1632

Макс. преодолеваемый уклон imax при fЗАД и φ=0,1

0,0026

0,0022

0,0016

0,0004

-

Макс. преодолеваемый уклон imax при fЗАД и φ=0,9

0,2648

0,2644

0,2638

0,2626

0,2615

Перейдем к построению графика ускорений.


Рассчитаем время разгона от 0 до скорости Vmin:

,                                             (45)

где      - среднее ускорение, ;

 - начальные значения (таблица 8) ускорения и скорости разгона АТС на первой передаче;

.

Тогда пройденный за это время путь: