Рисунок 5 – Топливная характеристика ВАЗ-2112: ряд 1 – движение на третьей передачи по условию №1 (f = 0,03, i=0,05; Vmax = 102 км/ч); ряд 2 – движение на четвертой передачи по условию №2 (f = 0,03, i = 0; Vmax = 126 км/ч); ряд 3 – движение на четвертой передаче по условию №3 (f = 0,014, i = 0; Vmax = 152 км/ч); ряд 4 - движение на первой передаче по условию №4 (f = 0,014, i = 0; Vmax = 47,2 км/ч).
Как видно из графика, наиболее экономичный расход топлива обеспечивает движение автомобиля на четвертой передаче, кроме того, на данной передаче АТС может развить наибольшую скорость на горизонтальном участке (126 км/ч).
Минимальный путевой расход топлива равен 6,44л/100км, он наблюдается на четвертой передаче при скорости 33 км/ч. В то же время при переходе на низшую передачу путевой расход повышается в среднем в 1,6 раза..
5 Тормозные свойства АТС ВАЗ 2112
Тормозным режимом называют движение АТС с подведенными тормозными моментами ко всем или некоторым колесам. Тормозные свойства АТС оценивают по значениям замедления, времени и пути торможения.
Уравнение силового баланса при торможении имеет вид:
, (60)
В общем случае (с учетом уклонов, перераспределения нагрузки по осям и не на всех заторможенных колесах) тормозная сила АТС:
, (61)
где - нормальные реакции опорной поверхности, действующие на заторможенные колеса;
- масса, приходящиеся на заторможенные колеса;
- ускорение свободного падения;
- угол продольного наклона дороги;
- коэффициент сцепления.
Для анализа режима экстренного торможения, реализуемого с сохранением устойчивости движения АТС, примем следующие допущения:
нормальные реакции дороги соответствуют значениям неподвижного АТС;
заторможенные колеса реализуют максимальную тормозную силу при качении с 20% скольжением;
двигатель отключен от ведущих колес, сопротивление трансмиссии и качению колес мало (, , равны 0).
С учетом принятых допущений, уравнение силового баланса:
, (62)
откуда замедление при торможении
, (63)
где - фактическая масса АТС;
- сила сопротивления воздуха.
Коэффициент учета вращающихся масс:
(64)
5.1 Расчет тормозного пути
Основной составляющей остановочного пути АТС в тормозном режиме движения является тормозной путь, т.е. путь при максимальном замедлении.
Массив исходных данных, достаточный для расчета показателей тормозных свойств, представлен в Таблице 15 и составлен на основе данных из [1, 2].
Начальную скорость определим как разность максимально возможной скорости АТС на горизонтальном участке дороги при заданном значении и снижения скорости за время нарастания тормозных сил:
, (65)
где - время нарастания тормозных сил (и замедления) составляет 0,2….0,25с, для гидравлического 0,3…0,9с, для пневматического привода.
Начальная скорость;
, (66)
Замедление при торможении:
, (67)
Сила сопротивления воздуха:
, (68)
;
;
;
Таблица 15 – Массив исходных данных для расчета показателей тормозных свойств
Параметр |
Обозначение |
Значение |
Фактическая масса АТС, кг |
тА |
1495 |
Масса приходящиеся на заторможенные колеса, кг |
mтор |
1495 |
Статический радиус колеса, м |
rK |
0.291 |
Момент инерции колеса, |
|
0,834 |
Число вращающихся колес |
zk |
4 |
Коэффициент учета вращающихся масс |
1,0263 |
|
Лобовая площадь АТС, м2 |
FA |
1,97 |
Коэффициент лобового сопротивления |
СХ |
0,344 |
Плотность воздуха, кг/м3 |
ρ |
1,225 |
Коэффициент сцепления |
φ |
0,6 |
Продольный уклон дороги |
i |
0,05 |
Угол продольного наклона дороги, град |
|
2,86 |
Максимальная скорость АТС, м/с |
Vmax |
35 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.