Анализ эксплуатационных свойств автомобиля ВАЗ-2112. Модернизация синхронизатора КПП, страница 16


5.3 Расчет остановочного пути

Остановочный путь АТС определяем суммированием его составляющих: SP, SC, SH, ST – которые рассчитываем по следующим формулам:

Путь за время реакции водителя:

,                                              (90)

,                                           (91)

,                                         (92)

.                       (93)

Расчет будем вести на примере всех заторможенных колес, при φ=0,6; i=0 и соответственно α=0.

;

;

;

tP = 1с – время реакции водителя;

;

Путь за время приведения тормозов в действие:

,                                            (94)

tP = 0,15с – время приведения в действие;

;

Путь за время нарастания тормозных сил до максимального значения:

,                            (95)

tH – время нарастания замедления и тормозных сил, tH = 0,23;

;

Тормозной путь:

,                                              (96)

.

Тогда остановочный путь:

,                                     (97)

.

Аналогично рассчитываем выше приведенные параметры для разных коэффициентов сцепления, углов наклона и в зависимости от того какие колеса заторможены.

Результаты расчетов приводим в таблице 18.

Таблица 18 - Результаты расчета остановочного пути АТС

Заторможенные колеса

Дорожные условия

Результаты расчета

φ

i, %

α, град

j, м/с2

SP, м

SC, м

SH, м

ST, м

SO, м

Все колеса

0,6

+0,18

+10

8,012

34,08

5,11

7,27

72,48

118,94

Все колеса

0,6

-0,18

-10

4,31

34,5

5,18

7,36

138,02

179,97

Все колеса

0,6

0

0

7,63

34,12

5,12

7,28

76,28

122,8

Все колеса

0,2

0

0

3,86

34,56

5,18

7,38

154,39

205,5

Все колеса

0,4

0

0

5,74

34,34

5,15

7,33

102,54

155,50

Все колеса

0,6

0

0

7,63

34,12

5,12

7,28

76,28

122,8

Все колеса

0,8

0

0

9,5

33,91

5,09

7,23

60,41

116,9

Задней оси

0,6

0

0

4,72

34,46

5,17

7,35

125,68

177,98

На основе данных таблицы строим графики зависимости замедления и тормозного пути от коэффициента сцепления.


 


Рисунок 8 – Зависимость замедления от коэффициента сцепления

Рисунок 9 – Зависимость тормозного пути от коэффициента сцепления


6 Маневренность и устойчивость

Манёвренность автотранспортных средств характеризуют формой и размерами габаритной полосы их криволинейного движения, под которой понимают площадь опорной поверхности, ограниченной проекциями на нее траекторий крайних выступающих (габаритных) точек подвижного состава.

При криволинейном движении транспортного средства габаритная полоса движения (ГПД) принимает сложную форму, ограниченную траекториями наиболее удаленной от центра поворота (ЦП) точки передней части автомобиля (например, бампера) и наиболее близкой к ЦП точки задней части автомобиля или последнего прицепного звена. Ограничивающие линии называют соответственно наружной и внутренней кривыми. ГПД возможно получить как графическим, так и расчетным методами.

Главным элементом, формирующим ГПД, является основная траектория задней ходовой оси автомобиля (тягача) с передними управляемыми колесами, форма которой зависит от управляющего воздействия водителя на автомобиль.