5. В новой конструкции не сама скользящая муфта выравнивает угловые скорости шестерен (как на старой), а сухарь переключения, а только потом входит в действие скользящая муфта, что позволяет уменьшить износ муфты и повысить ее долговечность и как следствие уменьшить затраты на ремонт. (рис 13, рис14)
Рисунок 13 – Схема переключения
Рисунок 14 – Схема переключения
7.3 Проекторские расчеты
7.3.1 Расчет исходных параметров механической коробки передач
Основные исходные данные для расчёта:
- Тип автомобиля: легковой
- Максимальный крутящийся момент двигателя, Меmax= 129 Н·м.
- Передаточные числа коробки передач: i1=3.636, i2=1,95, i3=1.357, i4=0,941, i5=0,784, iзх=3,5, i0=3,706.
1. Межцентровое расстояние между валами, мм:
, (118)
где – максимальный эффективный крутящийся момент двигателя, Н·м
а – коэффициент, зависящий от типа автомобиля, а = 14,5÷16 – для легковых автомобилей;
2. Модуль по нормали зацепления пары шестерен первичного и вторичного валов
, (119)
где b – угол наклона зубьев по начальному цилиндру пары косозубых шестерен, b= 25÷45о – для легковых автомобилей;
в – ширина шестерни, в =(0,17÷0,25)·С;
Z1min – минимально допустимое число зубьев шестерни первичного вала (ведущей);
Кσ – допускаемое напряжение для ведомой шестерни вторичного вала коробки передач, МПа, зависящее от многих факторов, Кσ =350÷450МПа –легковые автомобили;
у – коэффициент формы зуба, при α = 200 и h1 = 0,8·m
, (120)
;
3. Выбор чисел зубьев колес зубчатой пары
Для определения чисел зубьев ведущего и ведомого колес зубчатой пары используют систему двух алгебраических уравнений:
, (121)
где – передаточное число данной зубчатой пары.
При , а ; при , а .
Для двухвальной КПП соответствующие передаточные числа обеспечиваются одной парой зубчатых колес, поэтому для й передачи в коробке
Рассчитаем число зубьев шестерен на пятой передачи. Одними из условий работоспособности зубчатой передачи является:
- отсутствие заклинивание зубьев одного колеса во впадинах другого, это обеспечивается при угле профиля α = 200 значение чисел зубьев больше 17.
- числа зубьев шестерен должны быть целыми числами.
- минимальные габаритные размеры передачи.
- задание передаточное число с мах точностью.
Запишем систему уравнений:
Выражаем из нижнего уравнения и получаем:
.
Проверяем на последнее условие:
.
Определение чисел зубьев на остальных передачах производиться аналогично.
Фактическое значение не должно отличаться от номинального более чем на 4%:
(122)
Тогда
.
7.3.2 Расчет контактных напряжений
7.3.2.1 Прямозубое зацепление шестерен(первая передача)
1. Общее выражение для определения напряжений в месте контакта:
. (123)
где σк – контактные напряжения в полюсе зацепления шестерен;
N – нормальное давление между зубьями в полюсе зацепления;
Е – модуль упругости первого рода, Е = 2·10МПа:
r1 и r2 – радиусы кривизны зубьев в полюсе зацепления соответственно ведущей и ведомой шестерен;
в – рабочая длина контакта или ширина шестерни, в= 0,015м;
a – угол зацепления, a= 20º.
2. Окружное усилие на начальной окружности для первичного, вторичного валов,Н:
,
. (124)
где , – радиусы начальных окружностей зубчатых колес на первой
передаче.
3. Радиусы начальных окружностей зубчатых колес найдем из следующего соотношения:
,(125)
Тогда
, (126)
, (127)
.
Тогда
;
.
4. Радиусы кривизны в полюсе зацепления, м :
;
(128)
.
;
.
5. Подставляем найденные значения в формулу (117), получим:
;
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.