Статистические методы обработки данных в экологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины, страница 9

А1

Ai

Ak

B1

x111

...

x11t

x11m

xi11

...

xi1t

xi1m

xk11

...

xk1t

xk1m

...

...

...

...

...

...

Bj

x1j1

...

x1jt

x1jm

xij1

...

xijt

xijm

xkj1

...

xkjt

xkjm

...

...

...

...

...

...

Bn

x1n1

...

x1nt

x1nm

xin1

...

xint

xinm

xkn1

...

xknt

xknm

Модель дисперсионного анализа фиксированными эффектами имеет вид

,

где  – генеральное среднее;  – дифференциальный эффект фактора А;  – дифференциальный эффект фактора B; Величина  называется взаимодействием i уровня фактора А и j уровня фактора В, если этот эффект не выражается суммой. Случайные величины  предполагаются независимыми и распределенными нормально с нулевым средним и неизвестной дисперсией, одинаковой для всех i и j.

Проверяемыми гипотезами являются:

H0:

;

H0:

;

H0:

.

Эти гипотезы проверяются соответственно с помощью F-отношений

;        ,        .

Здесь

,

,

,

.

В случае m= 1 (неповторяемый эксперимент) нельзя вычислить оценку , поэтому в качестве нее используют .

4.3 Вопросы для самоконтроля

1.  На каких допущениях относительно случайных величин, определяющих остаточные эффекты, основан дисперсионный анализ?

2.  Для решения каких задач используется дисперсионный анализ?

3.  К какому виду исследований относится дисперсионный анализ в модели с фиксированными эффектами?

4.  Что представляет собой межгрупповая (факториальная) дисперсия?

5.  Что представляет собой внутригрупповая дисперсия?

6.  Запишите основное тождество дисперсионного анализа.

7.  Какой критерий используется в однофакторном дисперсионном анализе с фиксированными эффектами для проверки гипотезы о влиянии фактора на исследуемую величину?

8.  Что отражается в таблице дисперсионного анализа?

9.  Предположим, что в результате проведенного дисперсионного анализа проверяемая гипотеза о равенстве математических ожиданий при различных уровнях фактора отклонена. Каким образом можно выяснить, какие из математических ожиданий различны?

10.  В чем отличие модели дисперсионного анализа со случайными эффектами от модели с фиксированными эффектами? Какая гипотеза проверяется в модели со случайными эффектами?

11.  Какие способы взаимодействия факторов можно выделить в двухфакторном дисперсионном анализе?

12.  Какие гипотезы проверяются в двухфакторном дисперсионном анализе?

13.  В чём особенность проведения двухфакторного дисперсионного анализа с пересечением уровней при неповторяемом эксперименте?

14.  С помощью каких критериев можно проверить гипотезу об однородности дисперсий нескольких выборок?

15.  Какая статистика используется в ранговом однофакторном анализе?

16.  Какая статистика используется в ранговом двухфакторном анализе?


Тема 5. Непараметрические методы факторного анализа

В результате изучения данной темы студент должен знать:

-  сущность непараметрических методов факторного анализа;

и уметь использовать:

-  методы факторного анализа при решении прикладных задач.

5.1 Методические рекомендации по изучению данной темы

Сначала ознакомьтесь с основными теоретическими сведениями приведенными выше. Затем тщательно изучите материал, изложенный в главе 6 учебного пособия. Внимательно разберите решения примеров приведенных в главе 6 учебного пособия. Если после изучения учебного пособия вам остались непонятны некоторые вопросы, обратитесь к рекомендуемой литературе. Затем ответьте на вопросы для самоконтроля. Из контрольной работы выполните восьмое и девятое задания своего варианта.