656.2
П64
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
П.Р. ПОТАПОВ, Н.Б. АЛЕКСАНДРОВА, И.Н. ПИСАРЕВА
РАЗРАБОТКА, АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ
ЧАСТЬ 1: РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ
СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ
Издание 5-е, переработанное
Новосибирск 2011
УДК656.212.5.073
П64
Потапов П.Р., Александрова Н.Б., Писарева И.Н. Разработка, анализ и совершенствование технологии и технического оснащения сортировочных станций. Часть 1: Метод. указ. по выполнению курсовых и дипломных проектов. Изд-е 5-е, перераб. — Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2011. — с.
Содержит рекомендации по разработке технологии работы и обоснованию технического оснащения сортировочной станции, порядок расчета параметров технологических линий, описание методики аналитического расчета показателей работы сортировочной станции. Указания предназначены для студентов специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)».
Методические указания рассмотрены и утверждены к печати на заседании кафедры «Управление эксплуатационной работой».
Ответственный редактор:
канд. техн. наук, доц. В.М. Ушаков
Рецензент:
Потапов П.Р., Александрова Н.Б.,
Сибирский государственный университет
путей сообщения, 2011
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Важнейшей задачей сортировочных станций является обеспечение ускоренного пропуска и переработки транзитных вагонопотоков.
Техническое оснащение и технологический процесс работы сортировочной станции должны обеспечивать выполнение плановых заданий по приему и отправлению поездов, наименьшее время нахождения вагонов на станции, наиболее экономичное использование технических средств и технологического оборудования и снижение себестоимости переработки вагонов.
Вследствие пачкообразного движения пассажирских и пригородных поездов, предоставления «окон» на прилегающих направлениях и ряда других причин подход грузовых поездов к сортировочным станциям и вывоз поездов с них осуществляются неравномерно. Неравномерно происходит и накопление составов в сортировочных парках этих станций. Из-за указанной неравномерности в «пиковые» периоды образуются очереди составов в ожидании обслуживания бригадами вагонников, расформирования и формирования, обеспечения поездными локомотивами и отправления на выходной участок. Когда такие очереди достигают некоторых пределов, возникают задержки поездов на подходах к станциям.
В условиях неравномерного подхода поездов для беспрепятственного приема их желательно увеличивать число путей в парках приема, сортировки и отправления, а для снижения простоя вагонов в парках станции – предусматривать резервы перерабатывающей способности сортировочных горок, вытяжек формирования, бригад пунктов технического обслуживания вагонов (ПТОВ) и др. Для своевременного отправления поездов в этих условиях желательно иметь на станциях некоторые резервы поездных локомотивов и локомотивных бригад, а на выходных участках – резервы пропускной способности. Однако резервы пропускной и перерабатывающей способности ухудшают показатели использования различных устройств, локомотивов, бригад и т. д. и увеличивают эксплуатационные расходы.
Наилучшее использование технических средств, технологического оборудования и рабочей силы, наиболее низкая себестоимость переработки вагонов могут быть достигнуты только при высокой загрузке и отсутствии перерывов в работе бригад ПТОВ, горок, вытяжек, выходных участков и др.
Для одновременного выполнения этих противоречивых требований необходима разработка нескольких вариантов технологии и технического оснащения станции и выбор наилучшего из них. Разработка нескольких вариантов и выбор лучшего необходимы также и потому, что любая эксплуатационная задача может быть решена несколькими способами. Например, эксплуатационная надежность станции по приему разборочных поездов (процент разборочных поездов, принимаемых без задержки) может повышаться за счет укладки дополнительных путей в парке приема или увеличения числа групп в бригаде ПТОВ этого парка, за счет введения дополнительных локомотивов на горке и вытяжках формирования или увеличения числа путей и сокращения простоя составов в отправочном парке. При этом различные меры будут повышать указанную надежность в разной степени, а для их осуществления потребуются неодинаковые затраты.
Каждому варианту технологии и технического оснащения станций будут соответствовать свои качественные показатели ее работы. Эти показатели могут быть использованы для оценки различных вариантов и выбора наилучшего из них.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.