ББК 65.02
И 90
Авторы-составители: |
Л. П. Зенькова, канд. экон. наук, доцент; И. Д. Климков, ст. преподаватель; В. Э. Ксензова, канд. экон. наук, доцент |
Рецензенты: |
А. М. Бондарева, канд. экон. наук, доцент Гомельского В. М. Новоженюк, канд. экон. наук, доцент |
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской коо-перации». Протокол № 2 от 9 декабря 2003 г.
И 90 |
История экономических учений: Пособие (программа курса, краткое содержание тем курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету) для студентов экономических специальностей / Авторы-составители: Л. П. Зенькова, И. Д. Климков, В. Э. Ксензова. — Гомель: УО «Белорусский торгово-экономи-ческий университет потребительской кооперации», 2004. — 92 с. ISBN 985-461-204-Х |
ББК 65.02
© Авторы-составители: Л. П. Зенькова, И. Д. Климков, |
|
В. Э. Ксензова, 2004 |
|
© УО «Белорусский торгово-экономический университет |
|
ISBN 985-461-204-Х |
потребительской кооперации», 2004 |
«Идеи экономистов и политических мыслителей, и когда они правы, и когда ошибаются, имеют гораздо больше значения, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллек-туальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».
Джон Мейнард Кейнс
История экономических учений является
составной частью системы экономического образования в вузе. Занимая
самостоятельное
место в системе экономических наук, в то же время она непосред-
ственно связана с ними и, в частности, углубляет многие вопросы экономической
теории, микро- и макроанализа, рассматривая их генеалогию, развитие и современные
формы.
Предметом курса является процесс возникновения, борьбы и смены экономических учений на всех этапах исторического развития. Никто не может понять экономических явлений любой эпохи, включая современную, не владея должным образом историческими фактами, не имея исторического чутья и так называемого исторического опыта. Согласно утверждению М. В. Научителя, «история экономических учений исследует закономерности развития мировой экономической мысли, изучает предпосылки формирования экономических учений, роль и содержание основных этапов в их развитии, дает оценку полученного вклада отдельных национальных школ экономической теории, определяет их место в общем потоке основных направлений экономических идей»[1].
Основными функциями истории экономических учений, наряду с познавательной, являются практическая и методологическая.
Реализация практической функции особенно важна в современных условиях. Знание истории становления отечественной и зарубежной экономической мысли, анализ результатов использования на практике тех или иных экономических моделей, рецептов помогут студентам ориентироваться в конкретной экономической и политической ситуации, проблемах национальной экономики.
Изучение истории науки придает сознанию творческий импульс. Знание курсов «Экономическая теория» и «История экономических учений» помогает решать большой круг актуальных вопросов рыночной экономики, позволяет выработать правильное представление о месте и значении конкретных экономических дисциплин в учебном процессе, помогает рассматривать любую науку в динамике.
Отказ от догматизма и стереотипов, расширение «границ дозволенного»,
практика национальных реформ обусловили признание существования, наряду с
марксистской, буржуазной политэкономии, способной служить основой для
разработки экономических программ, мероприятий экономической политики,
рекомендаций для принятия правильных управленческих решений. Как никогда ранее,
в современных условиях становится актуальным изучение процессов формирования
новых школ и дифференциации основных направлений западной и отечественной
экономической мысли. В курсе «История экономических учений» мы рассматриваем
только три из них:
неоклассицизм (неолиберализм), кейнсианство и социально-институ-циональное
направление. Любая классификация условна, и предлагаемыми к изучению
направлениями современная экономическая мысль, конечно же, не исчерпывается. Но
данный подход представляется оправданным в силу того, что история экономических
учений, во-первых, изучается студентами либо после, либо одновременно с курсами
экономической теории и макроэкономики, и потому многие вопросы рассматриваются
параллельно; во-вторых, плановый объем часов по курсу истории экономических
учений не позволяет подробно изложить содержание многих других разделов курса.
Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, семинары, самостоятельная подготовка, правильная организация которой особенно важна для студентов заочной формы обучения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.