Основные даты города Гомель: от первого упоминания до современности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1142 г.

Гомель (летописный Гомей, Гомий, Гомин, Гомь, Гомье) впервые упоминается в Ипатьев­ской летописи как владение черниговского князя.

XII в.

Борьбу за Гомель ведут черниговские, киевские и новгород-северские князья

с 1161 г.

Во владении Ольговичей, потомков древнерусского князя Олега Святославовича

1335 г.

Присоединен к Великому княжеству Литовскому, владение Патрикия Нарымунтовича и его наследников.

конец XIV в.

Упоминается среди киевских городов как небольшое торгово-ремесленное поселение.

1406 — 1419 гг.

Гомелем правили великокняжеские намесники, позже принадлежал князю Свидригайло.

1446 — 1452 гг.

Гомель в управлении серпуховского и воровского князя Василия Ярославовича, позже можайского князя Ивана Андреевича.

1500 — 1503 гг.

Во время войны Московского государства с Великим княжеством Литовским занят русскими войсками, которые укрепили местечко и Гомельский замок.

1534 — 1537 гг.

В результате русско-литовской войны Гомель опять в составе Великого княжества Литовского, центр Гомельского староства.

середина XVI в.

Гомель играет главную роль в обороне юго-восточных земель Великого княжества Литовского от набегов крымских татар.

1558 — 1583 гг.

В Ливонскую войну ненадолго занят войсками Ивана IV Грозного.

1654 — 1667 гг.

Во время войны России с Речью Посполитой Гомель захвачен казацкими войсками под командованием атамана И. Золотаренко, но по Андрусовскому перемирию остался в составе Речи Посполитой.

с 1667 г.

Во владении Радзивиллов, затем крупных феодалов Чарторийских.

1670 г.

Гомелю присвоено магдебургское право.

1706 г.

Во время Северной войны (1700 — 1721 гг.) в Гомеле находились русские войска под командованием А. Д. Меншикова.

1772 г.

В результате 1-го раздела Речи Посполитой Гомель, как и вся Восточная Беларусь, включен в состав Российской империи. Екатериной II подарен русскому полководцу П. А. Румянцеву за заслуги перед Отечеством.

1-я пол. XIX в.

Во владении генерал-фельдмаршала князя И. Ф. Паскевича-Эриванского.

1836 г.

Развитие промышленного производства. Открыты две небольшие ткацкие фабрики, сахарный и свечной заводы, канатно-веревочные и лесопильные предприятия.

1850 г.

Через Гомель проложены шоссейная дорога Петербург-Киев и первая в России теле­графная линия Петербург-Севастополь.

1852 г.

Гомель становится городом, центром уезда Могилевской губернии.

1854 г.

К Гомелю присоединен заштатный город Новая Белица как предместье.

1856 г.

Утвержден городской герб.

1857 г.

Гомель и Белица соединены арочным мостом через р. Сож.

1873 — 1887 гг.

Строительство Либаво-Роменской и Полесской железных дорог, связавших город с Украиной, Прибалтикой, Москвой, Петербургом, др. промышленными центрами Беларуси и России. Ускорилось развитие промышленности и торговли.

1878 г.

На средства Либаво-Роменской железной дороги открыто техническое железнодорож­ное училище (ныне техникум железнодорожного транспорта).

1897 г.

В Гомеле проживает 36 800 жителей, действует 17 учебных заведений.

конец XIX — начало XX в.

Гомель - крупный промышленный центр Беларуси. Действуют более 40 предприятий.

19 марта 1917 г.

Образован Гомельский Совет рабочих и солдатских депутатов.

12 ноября 1917 г.

Установлена Советская власть.

март 1918 — январь 1919 г.

Город оккупирован немецкими войсками.

6 января 1919 г.

Власть передана военно-революционному комитету.

март 1919 г.

Контрреволюционный мятеж, известный под названием „Стрекопытовщина".

апрель 1919 г.

Центр Гомельской губернии в составе РСФСР.

1919 г.

На базе национализированных в 1917 г. коллекций князя И. И. Паскевича открыт музей (ныне областной краеведческий).

1926 г.

Гомель в составе БССР.

1930 г.

Начал деятельность завод сельскохозяйственного машиностроения „Гомсельмаш".

19 августа 1941— 26 ноября 1943 г.

Оккупация Гомеля немецко-фашистскими войсками.

конец 1944 г.

Восстановлен железнодорожный узел, возобновлена работа 25 промышленных предприятий, 3-х институтов.

ноябрь 1945 г.

Начал работу станкостроительный завод.

1946 г.

Восстановлен железнодорожный вокзал

1946 — 1950 гг.

За годы 4-й пятилетки в Гомеле не только восстановлены разрушенные предприятия, но и построены заводы „Штамп", овощеконсервный и др.

1 октября 1953 г.

Открыт институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1993

Похожие материалы

Информация о работе