1142 г. |
Гомель (летописный Гомей, Гомий, Гомин, Гомь, Гомье) впервые упоминается в Ипатьевской летописи как владение черниговского князя. |
XII в. |
Борьбу за Гомель ведут черниговские, киевские и новгород-северские князья |
с 1161 г. |
Во владении Ольговичей, потомков древнерусского князя Олега Святославовича |
1335 г. |
Присоединен к Великому княжеству Литовскому, владение Патрикия Нарымунтовича и его наследников. |
конец XIV в. |
Упоминается среди киевских городов как небольшое торгово-ремесленное поселение. |
1406 — 1419 гг. |
Гомелем правили великокняжеские намесники, позже принадлежал князю Свидригайло. |
1446 — 1452 гг. |
Гомель в управлении серпуховского и воровского князя Василия Ярославовича, позже можайского князя Ивана Андреевича. |
1500 — 1503 гг. |
Во время войны Московского государства с Великим княжеством Литовским занят русскими войсками, которые укрепили местечко и Гомельский замок. |
1534 — 1537 гг. |
В результате русско-литовской войны Гомель опять в составе Великого княжества Литовского, центр Гомельского староства. |
середина XVI в. |
Гомель играет главную роль в обороне юго-восточных земель Великого княжества Литовского от набегов крымских татар. |
1558 — 1583 гг. |
В Ливонскую войну ненадолго занят войсками Ивана IV Грозного. |
1654 — 1667 гг. |
Во время войны России с Речью Посполитой Гомель захвачен казацкими войсками под командованием атамана И. Золотаренко, но по Андрусовскому перемирию остался в составе Речи Посполитой. |
с 1667 г. |
Во владении Радзивиллов, затем крупных феодалов Чарторийских. |
1670 г. |
Гомелю присвоено магдебургское право. |
1706 г. |
Во время Северной войны (1700 — 1721 гг.) в Гомеле находились русские войска под командованием А. Д. Меншикова. |
1772 г. |
В результате 1-го раздела Речи Посполитой Гомель, как и вся Восточная Беларусь, включен в состав Российской империи. Екатериной II подарен русскому полководцу П. А. Румянцеву за заслуги перед Отечеством. |
1-я пол. XIX в. |
Во владении генерал-фельдмаршала князя И. Ф. Паскевича-Эриванского. |
1836 г. |
Развитие промышленного производства. Открыты две небольшие ткацкие фабрики, сахарный и свечной заводы, канатно-веревочные и лесопильные предприятия. |
1850 г. |
Через Гомель проложены шоссейная дорога Петербург-Киев и первая в России телеграфная линия Петербург-Севастополь. |
1852 г. |
Гомель становится городом, центром уезда Могилевской губернии. |
1854 г. |
К Гомелю присоединен заштатный город Новая Белица как предместье. |
1856 г. |
Утвержден городской герб. |
1857 г. |
Гомель и Белица соединены арочным мостом через р. Сож. |
1873 — 1887 гг. |
Строительство Либаво-Роменской и Полесской железных дорог, связавших город с Украиной, Прибалтикой, Москвой, Петербургом, др. промышленными центрами Беларуси и России. Ускорилось развитие промышленности и торговли. |
1878 г. |
На средства Либаво-Роменской железной дороги открыто техническое железнодорожное училище (ныне техникум железнодорожного транспорта). |
1897 г. |
В Гомеле проживает 36 800 жителей, действует 17 учебных заведений. |
конец XIX — начало XX в. |
Гомель - крупный промышленный центр Беларуси. Действуют более 40 предприятий. |
19 марта 1917 г. |
Образован Гомельский Совет рабочих и солдатских депутатов. |
12 ноября 1917 г. |
Установлена Советская власть. |
март 1918 — январь 1919 г. |
Город оккупирован немецкими войсками. |
6 января 1919 г. |
Власть передана военно-революционному комитету. |
март 1919 г. |
Контрреволюционный мятеж, известный под названием „Стрекопытовщина". |
апрель 1919 г. |
Центр Гомельской губернии в составе РСФСР. |
1919 г. |
На базе национализированных в 1917 г. коллекций князя И. И. Паскевича открыт музей (ныне областной краеведческий). |
1926 г. |
Гомель в составе БССР. |
1930 г. |
Начал деятельность завод сельскохозяйственного машиностроения „Гомсельмаш". |
19 августа 1941— 26 ноября 1943 г. |
Оккупация Гомеля немецко-фашистскими войсками. |
конец 1944 г. |
Восстановлен железнодорожный узел, возобновлена работа 25 промышленных предприятий, 3-х институтов. |
ноябрь 1945 г. |
Начал работу станкостроительный завод. |
1946 г. |
Восстановлен железнодорожный вокзал |
1946 — 1950 гг. |
За годы 4-й пятилетки в Гомеле не только восстановлены разрушенные предприятия, но и построены заводы „Штамп", овощеконсервный и др. |
1 октября 1953 г. |
Открыт институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1993 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.