6. Экономические идеи В. И. Ленина. Концепция империализма.
Л.: [21], [23], [55], [56], [58]–[62], [65], [66], [68]–[70], [72], [75], [77], [79], [88], [89], [92], [93], [102], [104], [110], [113], [115], [116], [121]–[124], [126], [130], [132].
Вопросы для обсуждения
1. Сравнительный анализ концепций воспроизводства физиократов и К. Маркса.
2. В чем различие денег как всеобщего эквивалента и как капитала в теории К. Маркса?
3. Почему К. Маркс считал учение о прибавочной стоимости центральным пунктом своей теории?
4. Какие идеи А. Смита и Д. Рикардо были развиты К. Марксом?
5. Каковы отличия в распределении доходов будущего общества у Ш. Фурье, Р. Оуэна и А. Сен-Симона?
6. Каковы источники экономического роста в теории воспроизводства К. Маркса?
7. На какие философские идеи Ф. Гегеля опирался в своей методологии К. Маркс?
8. Каковы критерии выделения в истории человеческого общества общественно-экономических формаций?
9. Какую роль отводил К. Маркс противоречиям в развитии общества?
10. В чем состоит развитие К. Марксом представлений классиков о природе стоимости (ценности) товара?
11. Почему К. Маркс уделял слишком незначительное внимание понятию «потребительная стоимость товара»?
12. Почему К. Маркс выступал с резкой критикой теории факторов производства Ж.-Б. Сэя?
13. Как возникли монополии, по мнению В. И. Ленина?
Тесты
Выберите один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов.
1. Как определял сущность понятия «стоимость» К. Маркс?
Варианты ответа:
а) затраты конкретного труда;
б) ценность товара;
в) экономическое отношение между продавцом и потребителем;
г) затраты общественно необходимого рабочего времени.
2. Какие законы гегелевской диалектики использовал К. Маркс?
Варианты ответа:
а) перехода количественных изменений в качественные;
б) отрицания отрицания;
в) общественного воспроизводства;
г) развития общества по общественно-экономическим формациям;
д) единства и взаимопроникновения противоположностей;
е) все ответы верны.
3. Какое учение об
историческом развитии человеческого обще-
ства было разработано К. Марксом?
Варианты ответа:
а) о стадиях экономического роста;
б) об общественно-экономических формациях;
в) об экономическом дарвинизме;
г) о стадиях индустриализации общества.
Темы рефератов
1. Генезис и эволюция рынка в теории К. Маркса.
2. Характеристика основных экономических сочинений К. Маркса.
3. Основные проблемы книги «Капитал» К. Маркса.
4. Работа В. И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма».
5. Учение о происхождении и сущности денег К. Маркса.
6. Учение о прибавочной стоимости.
7. Всеобщий закон капиталистического накопления в книге «Капитал» К. Маркса.
8. Учение о заработной плате К. Маркса.
9. Теория общественного воспроизводства в книге «Капитал»
К. Маркса.
10. Учение об абсолютной и дифференциальной земельной ренте в книге «Капитал» К. Маркса.
11. Р. Оуэн — теоретик, экспериментатор и фабрикант, родоначальник национального профсоюзного движения.
Основные понятия: неоклассическое направление, маржинализм, математический анализ функциональных зависимостей, теория предельной полезности и предельной производительности, предельный доход, предельные издержки, теория потребления, теория вменения, рыночное равновесие, парето-эффективность, закон спроса, закон предложения, эластичность, микроэкономика, предельная производительность труда и капитала, редкость, полезность.
План занятия 1
1. Предшественники маржинализма (Г. Госсен, А. Курно, И. Тюнен).
2. Маржинализм как методология.
3. Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк).
4. Лозаннская школа (Л. Вальрас, В. Парето).
План занятия 2
1. Кембриджская школа. Теория А. Маршалла и А. Пигу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.