История экономических учений: Пособие (программа курса, краткое содержание тем курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету), страница 3

Темы

Количество часов

полного курса

сокращенного курса

лекций

семинарских занятий

лекций

семинарских занятий

1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего Мира и периода феодализма. Меркантилизм — первая школа политэкономии

4

2

2. Классическая школа: возникновение, расцвет, разложение

2

2

2

2

3. Утопический социализм и пролетарская политическая экономия

2

2

2

4. Возникновение и эволюция неоклассического направления

2

2

2

5. Кейнсианство и его эволюция

2

2

2

6. Институционализм

2

2

2

2

7. Неоконсерватизм и неолиберализм. Теории прогнозирования и программирования национальной экономики

4

2

2

2

8. Эволюция российской экономической мысли

2

2

2

2

Итого

20

14

14

10


1. ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений.
Экономические учения Древнего Мира и периода
феодализма. Меркантилизм — первая школа
политэкономии

Процесс исторического формирования экономических учений как предмет изучения. Идеологическая и практическая функции истории экономических учений. Периодизация курса. Методология исследования. Значение истории экономических учений.

Законы хозяйственной политики в Вавилоне при царе Хаммурапи. Древнекитайская экономическая мысль в учении Конфуция и в коллективном трактате «Гуань-цзы». Экономические воззрения Каутильи в древнеиндийском трактате «Артхашастра».

Экономические доктрины античного рабства в трудах философов Древней Греции (Ксенофонт и его трактат «Домострой», концепции экономики и хрематистики Аристотеля в трудах «Политика» и «Никомахова этика»). Проекты идеального государства в трудах Платона.

Эпоха первоначального накопления и великих географических открытий как предпосылка возникновения меркантилизма. Ранний меркантилизм XIV–XVI вв. (Б. Даванцатти, Дж. Гельс, Т. Грешем) и поздний меркантилизм XVI–XVIII вв. (А. Серра, Т. Мен, А. Монкретьен, И. Т. Посошков).

Тема 2. Классическая школа: возникновение, расцвет,
разложение

Общие условия формирования и генезиса классической школы.

Социально-экономическое положение Англии и Франции в XVI–XVII вв. Становление единого национального рынка.

У. Петти — родоначальник английской классической политэкономии. Работа Петти «Трактат о налогах и сборах». Отражение в работах П. Буагильбера особенностей экономического развития Франции
в XVII–XVIII вв.

Общая характеристика физиократизма. Анализ воспроизводства в труде «Экономическая таблица» Ф. Кенэ. Развитие физиократических воззрений в теории и экономической политике А. Тюрго.

Теоретическая система Д. Рикардо как критическое завершение идей А. Смита. Теория распределения в книге «Начало политической экономии и налогового обложения». Теория денежного обращения. Теория сравнительных преимуществ. Принципы функционирования банковской системы и налогообложения.

Т. Мальтус и его труд «Опыт о законе народонаселения». Закон рынков и теория факторов производства Ж.-Б. Сэя. Экономический романтизм Ж. Сисмонди.

Рикардианская школа (Р. Торренс, Дж. Милль, Д. Мак-Куллох). Критика идей классической школы (Н. У. Сениор, Ф. Бастиа, Г. Кэри, Ф. Лист).

Тема 3. Утопический социализм
и пролетарская политическая экономия

Общая характеристика утопического социализма. Ранний утопизм XV–XVI вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла) и поздний утопизм XVIII–
XIX вв. (А. Сен-Симон, М. Фурье, Р. Оуэн). Исторические условия возникновения марксизма, его идейные истоки и составные части.

Особенности философских воззрений и методологии исследования К. Маркса. Концепция исторического развития общества: учение об общественно-исторических формациях, возможность идеологизации идей К. Маркса.