2. «Представим пустырь. На одном краю — карета, на другом — десять человек. Сигнал — они бегут к карете. Кто же поедет в карете: тот, кто лучше правит? Нет, тот, кто быстрее бегает, кто сумел обогнать, растолкать всех (а ездить он может весьма плохо)». Неэффективность какого механизма распределения прав собственности иллюстрирует данный пример?
Варианты ответа:
а) право первого пользоваться ограниченными ресурсами;
б) свободный обмен правомочиями в условиях высоких трансакционных издержек;
в) отсутствие каких бы то ни было исключений из права доступа к ресурсу;
г) свободный обмен правомочиями при близких к нулю трансакционных издержках.
3. Может ли неграмотный человек действовать рационально?
Варианты ответа:
а) да, так как рациональность может быть обеспечена жизненным опытом, а не только образованием;
б) нет, рациональное поведение требует особых научных знаний.
4. Деятельность профсоюза основана на элементах следующих соглашений: гражданского, рыночного, индустриального и традиционного. О каком варианте этих соглашений идет речь в нижеприведенных случаях?
Варианты ответа:
а) компромисс;
б) касание;
в) экспансия;
г) противостояние.
5. Являются ли экономическим институтом правила дорожного движения?
Варианты ответа:
а) да, так как они являются основами правовой формы;
б) нет, так как правила дорожного движения не являются социальным институтом общества.
6. Является ли иллюстрацией модели неполной рациональности подготовка среднего студента к экзамену?
Варианты ответа:
а) да, так как он не полностью владеет информацией к экзамену;
б) нет, так как объем спрашиваемой информации ограничен перечнем экзаменационных вопросов.
7. Какие понятия были определены Дж. Б. Кларком?
Варианты ответа:
а) потребительская стоимость;
б) зона безразличия;
в) предельная конкуренция;
г) предельный доход;
д) социальный труд;
е) предельные издержки;
ж) предельная потребность;
з) социальный капитал;
и) предельная трудовая стоимость.
8. Какие задачи поставили перед собой институционалисты?
Варианты ответа:
а) доказать неспособность капитализма справиться с внутренними противоречиями;
б) показать ущерб, наносимый обществу монополистическим капиталом;
в) разработать мероприятия по реформированию капитализма;
г) разработать программу перерастания капитализма в социализм;
д) разработать концепцию защиты среднего класса;
е) предотвратить люмпенизацию общества;
ж) доказать необходимость государственного регулирования экономики.
9. Что, по мнению институционалистов, относится к институтам как движущей силе общественного развития?
Варианты ответа:
а) семья;
б) государство;
в) профсоюзы;
г) конкуренция;
д) монополии.
10. Кто из представителей институционализма разработал психологическую теорию экономического развития?
Варианты ответа:
а) Дж. Робинсон;
б) Р. Хайлбронер;
в) Г. Мюрдаль;
г) Дж. Бьюкенен;
д) Дж. Гэлбрейт;
е) Дж. Коммонс;
ж) Р. Коуз;
з) У. К. Митчелл;
и) Дж. Б. Кларк;
к) А. Ноув;
л) Т. Веблен;
м) А. Берли;
н) Г. Минз.
11. Кто из перечисленных представителей институционализма отстаивал необходимость государственного регулирования экономики?
Варианты ответа:
а) Т. Веблен;
б) Дж. Коммонс;
в) У. К. Митчелл;
г) нет правильного ответа.
Темы рефератов
1. Отличия институционального направления от неоклассического.
2. Трактовка Т. Вебленом экономических явлений в труде «Теория праздного класса».
3. Развитие теории циклов в работе У. К. Митчелла «Экономические циклы: проблема и ее постановка».
4. Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса. Правовой аспект в теории стоимости.
5. Научные труды Т. Веблена и преломление в них теории эволюции природы Ч. Дарвина.
6. Неоинституциональное направление, его обшая характеристика.
7. Основные положения теорий трансформации и конвергенции различных экономических систем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.