· Прогнозирование
процессов накопления капитала (модель
«2 · 2 · 2» Т. М. Рыбчинского и В. Сталкера, модель «с двумя дефицитами» Х.
Чиннери, М. Бруно). Модель Р. Нурке описывает прогнозную динамику накопления
развивающихся стран, доказывает, что они находятся в прочном круге нищеты
(состояние, когда весь национальный доход уходит на погашение и обслуживание
внешнего долга), так что необходим «большой толчок», заимствование долгосрочных
внешних инвестиций.
· Прогнозирование, основанное на идеях планирования. Успехи советского планирования 50–60-х гг. привлекли внимание ученых — Я. Тинбергена, У. А. Льюиса, А. Кана. Появились соответствующие разработки. Я. Тинберген предложил критерий «общественной производительности труда», ориентированной на максимизацию общего чистого воздействия на национальный продукт. Эти положения стали достаточно широко использоваться на практике, особенно во Франции (система индикативного планирования).
· Прогнозирование глобальных социально-экономических процессов (прогнозы Римского клуба: доклады «Год 2000-й» Э. Ванера, «Пределы роста» Д. Медоуза, «Человечество на перепутье» М. Месаровича и Э. Пестеля; доклады об исчерпаемости природных ресурсов Д. Габора, У. Коломбо).
В отличие от западных экономических течений, российская экономическая мысль возникла и развивалась позже, поэтому порой «проскакивала» известные отдельные этапы развития, заимствуя готовые, разработанные идеи западных школ. В ее развитии можно выделить следующие этапы:
· экономическая мысль средних веков (XI–XVI вв.);
· меркантилизм (XVII–XVIII вв.);
· либеральное течение на базе идей классической западной школы, включая декабристский, разночинный периоды (XVIII, XIX вв.);
· утопическое течение (XVIII–XIX вв.);
· пролетарская школа (XIX — начало ХХ вв.);
· советский период (20–80-е гг. ХХ в.)
· трансформационный период (90-е гг. ХХ–ХХI вв.).
Одним из первых источников экономической мысли Древней Руси была «Русская правда» (XI–XII вв.), которая дополнялась на протяжении двух веков царями, политическими деятелями. Так, Владимир Мономах стремился здесь определить максимальный уровень процентов, взимаемых за долги: 20 или 40 %.
В ней ярко отражена борьба между смердами и крупными землевладельцами: предусматривалась повышенная ответственность за поджоги, перепашку меж, хищение хлеба и другого имущества князей и бояр. Штраф за убийство землевладельца был 80 гривен, а за убийство холопа — 5 гривен.
В поэме «Слово о полку Игореве» (1185 г.) осуждается междоусобица князей, приветствуется экономическое единство русской земли. В «Молении Даниила Заточника» осуждается боярский произвол.
Позже, во времена создания российского государства (XVI–
XVII вв.), наиболее интересны с точки зрения экономических выкладок следующие
источники:
· «Судебник» (начало XVI в.) Ивана III, в котором были определены условия обеспечения денежного и товарного кредита;
· «Пространная русская правда» (XVI в.), где были отражены денежная реформа царицы Елены Глинской (единая монетная система страны), стремление к укреплению централизованной царской власти;
· «Новоторговый устав» (1667 г.) А. Л. Ордин-Нащокина, в котором тот предложил строгий контроль над ввозом золота и серебра из страны, проведение политики активного денежного баланса, создание системы государственных регламентаций денежного обращения.
Меркантилизм в России зародился гораздо позже, чем в Европе.
А. Л. Ордин-Нащокин является родоначальником русской политэкономии, представителем школы русского раннего меркантилизма. Его исследования касались в основном макроэкономических проблем, развития инфраструктуры рынка, масштабов национальной торговли как источника богатства, повышения таможенных пошлин на импорт на 6–10 %.
Представителями раннего
меркантилизма на Руси были также
Ф. Прокопович, Б. И. Морозов, А. С. Матвеев, позднего меркантилизма — Петр I,
И. Т. Посошков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.