а) труд является главным фактором производства;
б) все факторы равнозначны в создании стоимости товара;
в) в производстве материальных ценностей на первом месте труд, на втором — земля.
3. Что понимал А. Смит под «невидимой рукой»?
Варианты ответа:
а) действие объективных экономических законов;
б) законодательную деятельность государства;
в) субъективную деятельность отдельных хозяйствующих агентов;
г) денежное обращение.
4. Чем определяется у классиков заработная плата?
Варианты ответа:
а) количеством затраченного рабочими труда;
б) величиной прибыли и процента;
в) минимумом средств существования рабочего и его семьи;
г) желаниями капиталистов;
д) величиной национального дохода.
5. Кто из экономистов классической школы утверждал, что труд — это отец богатства, а земля — его мать?
Варианты ответа:
а) Ж.-Б. Сэй;
б) У. Петти;
в) Ф. Кенэ;
г) Д. Рикардо.
6. Кто впервые анализировал такие экономические понятия, как потребительная и меновая стоимость?
Варианты ответа:
а) А. Смит;
б) У. Петти;
в) Ф. Кенэ;
г) Д. Рикардо.
7. Какова зависимость между заработной платой, прибылью и рентой в теории Д. Рикардо?
Варианты ответа:
а) рост заработной платы сокращает прибыль и увеличивает ренту по мере роста населения;
б) рост ренты вызывает рост заработной платы и прибыли;
в) рост ренты вызывает рост заработной платы и сокращение доли прибыли по мере роста населения;
г) нет видимой существенной зависимости;
д) связаны обратной зависимостью только заработная плата и прибыль.
8. Кто впервые исследовал структуру стоимости товара?
Варианты ответа:
а) У. Петти;
б) А. Смит;
в) Д. Рикардо;
г) Ж.-Б. Сэй.
9. Кто впервые обосновал необходимость политики фритредерства на основе концепции относительных преимуществ?
Варианты ответа:
а) П. Буагильбер;
б) А. Смит;
в) Д. Рикардо;
г) Т. Мальтус.
10. Кто из классиков решительно осуждал денежное обращение?
Варианты ответа:
а) П. Буагильбер;
б) Ф. Кенэ;
в) Ж.-Б. Сэй;
г) Т. Мальтус.
Темы рефератов
1. Характеристика социально-экономического положения Англии и Франции в XVII–XVIII вв. как предпосылка зарождения классической школы.
2. Экономические идеи У. Петти в работе «Трактат о налогах и сборах».
3. Анализ воспроизводства в
работе «Экономическая таблица»
Ф. Кенэ.
4. А. Смит об общественном разделении труда в книге «Исследование о причинах богатства народов».
5. Основные проблемы, изложенные в работах Д. Рикардо.
6. Учение Д. Рикардо о соотношении заработной платы и прибыли в работе «Начала политической экономии и налогового обложения».
7. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.
8. Денежная теория Д. Рикардо и его проекты финансовых реформ.
9. Т. Мальтус и его работа «Опыт о законе народонаселения».
Основные понятия: меркантилизм, материализм, утопический социализм, фаланга, коммуны, капитализм, общественно-экономиче-ская формация, деньги как всеобщий эквивалент, деньги как всеобщий капитал, прибавочная стоимость, накопление капитала, простое и расширенное воспроизводство, кругооборот капитала, предпринимательский доход, дифференциальная и абсолютная рента, всеобщий закон капиталистического накопления, социально-экономические отношения, рабочий класс, эксплуатация, наемный труд, абстрактный и конкретный труд, монополия, империализм, переходный период.
План занятия
1. Исторические условия формирования пролетарской политэкономии. Поздний утопизм — методологическая основа пролетарской школы (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
2. Философские воззрения и методология исследования К. Маркса.
3. Теория стоимости и теория прибавочной стоимости.
4. Теория воспроизводства и экономического роста в марксистской политэкономии.
5. Книга «Капитал» К. Маркса, ее структура и основные проблемы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.