Износ принято подразделять на материальный и моральный. Материальный износ является результатом физико-химических и биологических процессов (например, коррозия, старение, трение, воздействие микроорганизмов), протекающих как при функционировании объекта, так и в нерабочем состоянии; моральный износ вызывается старением объекта по сравнению с эталонами.
Факторы, определяющие интенсивность материального и морального износов, могут быть внутренними и внешними. К внутренним факторам относятся свойства самого изделия, характеризующие его надежность, и соответствие современному уровню техники. Чем выше качество изделия, тем медленнее его материальный износ. Внешними факторами являются условия эксплуатации (напряженность использования, район плавания, различные динамические воздействия, качество технического обслуживания). Внешним фактором по отношению к моральному износу является также интенсивность технического прогресса.
Факторы, определяющие износ, постоянно изменяются, поэтому интенсивность материального и морального износа в общем случае не является постоянной; она изменяется во времени в течение всего периода службы объекта водного транспорта.
Износ объекта может быть нормальный, соответствующий интенсивности износа принятой в технической документации и ускоренный, то есть превышающий интенсивность износа регламентированную документацией. Интенсификацию износа, уменьшение надежности и долговечности следует рассматривать как следствие конструктивных, технологических и эксплуатационных недостатков объектов.
Конструктивные недостатки объектов проявляются в схемах, не обеспечивающих взаимозаменяемости изделий и резервирования; в результате проектирования узлов с высокими коэффициентами концентрации напряжений; выбора материала, не удовлетворяющего повышенным эксплуатационным требованиям.
Технологические недостатки проявляются в дефектах самого технологического процесса изготовления или ремонта объекта, в нарушении установленного технологического процесса, в недостаточном объеме контрольных операций, в результате чего возникают серьезные дефекты сразу же после изготовления объекта или его составных частей – трещины, расслоения покрытий.
Эксплуатационные недостатки выражаются в нарушении требований эксплуатационной документации, в том числе в нарушении периодических регламентных работ по обслуживанию и ремонту объектов.
Перечисленные недостатки могут многократно снижать долговечность изделий, поэтому при обследовании техники необходимо анализировать, выявлять и устранять причины, интенсифицирующие износ.
Прогнозирование вероятности безотказной работы и долговечности, выявление состава и периодичности работ по уходу за объектами водного транспорта, установление периодичности ремонтов, разработка методов ускоренного обнаружения дефектов, а также способов и технологии их устранения – все это основано на знании основных законов, определяющих динамические процессы износа (изменения технического состояния) во времени. Важность выявления кинетики процессов изнашивания и установления основных закономерностей износа столь велика, что без ее изучения невозможно глубоко понять основные проблемы обеспечения надежности и долговечности объектов водного транспорта.
На рисунке 5 представлен типовой график изменения числа отказов за время эксплуатации объекта. В период I эксплуатации число отказов n резко увеличивается за счет проявления конструктивных и технологических недостатков; период II соответствует установившемуся состоянию изделия и нормальной его эксплуатации. Возрастание числа отказов в периоде III свидетельствует о резком увеличении износа и о переходе изделие в состояние, при котором не может быть обеспечена заданная вероятность безотказной работы – предельное состояние.
Рисунок 5 – Изменение числа отказов (n) объекта
в зависимости от продолжительности его эксплуатации (t):
1 – головное изделие; 2 – серийное изделие;
Тп.с 1 , Тп.с 2 – период предельного состояния, соответственно, 1-го и 2-го изделия
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.