Техническая эксплуатация объектов водного транспорта и управление качеством: Пособие по выполнению контрольной работы, страница 8

Износ принято подразделять на материальный и моральный. Материальный износ является результатом физико-химических и биологических процессов (например, коррозия, старение, трение, воздействие микроорганизмов), протекающих как при функционировании объекта, так и в нерабочем состоянии; моральный  износ вызывается старением объекта по сравнению с эталонами.

Факторы, определяющие интенсивность материального и морального износов, могут быть внутренними и внешними. К внут­ренним факторам относятся свойства самого изделия, характери­зующие его надежность, и соответствие современному уровню техники. Чем выше качество изделия, тем медленнее его материаль­ный износ. Внешними факторами являются условия эксплуатации (напряженность использования, район плавания, различные дина­мические воздействия, качество технического обслуживания). Внеш­ним фактором по отношению к моральному износу является также интенсивность технического прогресса.

Факторы, определяющие износ, постоянно изменяются, поэтому интенсивность материального и морального износа в общем случае не является постоянной; она изменяется во времени в течение всего периода службы объекта водного транспорта.

Износ объекта может быть нормальный, соответствующий интенсивности износа принятой в технической документации и ускоренный, то есть превышающий интенсивность износа регламентированную документацией. Интенсификацию износа, уменьшение надежности и долговечности следует рассматривать как следствие конструктивных, технологических и эксплуатацион­ных недостатков объектов.

Конструктивные недостатки объектов проявляются в схемах, не обеспечивающих взаимозаменяемости изделий и резервирования; в результате проектирования узлов с высокими коэффициентами концентрации напряжений; выбора материала, не удовлетворяющего повышенным эксплуатационным требованиям.

Технологические недостатки проявляются в дефектах самого технологического процесса изготовления или ремонта объекта, в нарушении установленного технологического процесса, в недостаточном объеме контрольных операций, в результате чего возникают серьезные дефекты сразу же после изготовления объекта или его составных частей – трещины, расслоения покрытий.

Эксплуатационные недостатки выражаются в нарушении требований эксплуатационной документации, в том числе в нарушении периодических регламентных работ по обслуживанию и ремонту объектов.

Перечисленные недостатки могут многократно снижать дол­говечность изделий, поэтому при обследовании техники необхо­димо анализировать, выявлять и устранять причины, интенсифи­цирующие износ.

Прогнозирование вероятности безотказной работы и долговечности, выявление состава и периодичности работ по уходу за объектами водного транспорта, установление периодичности ремонтов, разработка методов ускоренного обнаружения дефектов, а также способов и технологии их устранения – все это основано на знании основных законов, определяющих динамические процессы износа (изменения технического состояния) во времени. Важность выявления кинетики процессов изнашивания и установления основных закономерностей износа столь велика, что без ее изучения невозможно глубоко понять основные проблемы обеспечения надежности и долговечности объектов водного транспорта.

На рисунке 5 представлен типовой график изменения числа отказов за время эксплуатации объекта. В период I эксплуатации число отказов n резко увеличивается за счет проявления конструктивных и технологических недостатков; период II соответствует установившемуся состоянию изделия и нормальной его эксплуатации. Возрастание числа отказов в периоде III свидетельствует о резком увеличении износа и о переходе изделие в состояние, при котором не может быть обеспечена заданная вероятность безотказной работы – предельное состояние.

Рисунок 5 – Изменение числа отказов (n) объекта

в зависимости от продолжительности его эксплуатации (t):

1 – головное изделие; 2 – серийное изделие;

Тп.с 1 , Тп.с 2 – период предельного состояния, соответственно, 1-го и 2-го изделия