Техническая эксплуатация объектов водного транспорта и управление качеством: Пособие по выполнению контрольной работы, страница 11

По своему определению качество – это сложное интегрированное понятие. Под качеством понимается совокупность свойств и характеристик продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять потребности в соответствии с назначением.

Качество определяется рядом его составляющих свойств, образующих в своей совокупности так называемую петлю качества. Петля качества – это замкнутая последовательность деятельности на всех этапах производства и эксплуатации продукции, оказывающих влияние на ее качество (рисунок 9). Качество создается и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей – маркетинга, и заканчивая утилизацией продукции, отслужившей срок.

Высокое качество продукции может быть достигнуто, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо организованной системе управления качеством. Она подразумевает упорядоченную совокупность взаимосвязанных действий, предназначенных для создания оптимальных условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта.

Каждая стадия жизненного цикла продукции (услуги), характеризуется своими целями и методами достижения или поддержания качества, что требует рассматривать петлю качества как неотъемлемую часть системы управления качеством (рисунок 9).

 


Рисунок 9 – Петля качества в системе управления качеством

Влияние на качество начинается с исследования потребностей. Данный этап жизненного цикла товара является одним из важнейших, так как именно на нем устанавливаются общие требования к конечной продукции, определяются ее характеристики. Ошибки на данном этапе наиболее критичны, так как если неверно определены потребности, то в конце производственной цепочки может быть получен невостребованный товар (услуга): его характеристики будут не согласовываться с понятием качество для данного рода товаров.

В процессе исследования и проектирования главная задача – повысить полезные свойства продукции в соответствии с требованиями рынка и научно-технического прогресса и отразить их в нормативно-технической документации: стандартах, чертежах, технологических картах, технических условиях.

В процессе производства основной задачей поддержания качества является обеспечение необходимых технических, организационных, производственных и социальных условий в строгом соответствии с нормативной документацией, разработанной на предыдущей стадии. Решение данной задачи включает в себя своевременное введение прогрессивных технологических процессов и высокопроизводительного оборудования; обеспечение качественными расходными материалами, инструментом, оснасткой; улучшение организации и повышение культуры производства; мобилизация внимания трудовых коллективов на вопросах повышения качества продукции и культуры производства.

На стадии реализации и эксплуатации или потребления важнейшей задачей является создание необходимых условий для более длительного сохранения уже созданных полезных свойств продукта, а так же контроль за этими качествами и эффективная техническая эксплуатация.

Утилизация товара – последняя стадия его жизненного цикла. На этой стадии становится актуальной задача выполнения данной функции с максимальной простотой и безопасностью.

Как правило организационно все вышеописанные стадии находятся в некотором разобщении между собой: исследованием и проектированием занимаются одни организации, производством, реализацией, эксплуатацией и утилизацией – другие. Поэтому, эффективность системы управления качеством обуславливается, степенью этого разобщения, так как формирование качества осуществляется в неразрывной связи всех этих стадий.

3.2 Показатели качества

Для обеспечения и улучшения качества, для управления им, необходимо, прежде всего, решать задачи его количествен­ной оценки. Данная функция возлагается на показатели качества.

В общей совокупности показателей качества продукции (некоторого изделия, детали, механизма, агрегата, объекта) или услуги (например, сервиса, перевозки, организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения, мероприятий технической эксплуатации и т.п.)  выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства данной продукции или услуги, а также интегральные показатели, выражающие уровень их качества.