N0 = nр·Nнав= 25,78·14 = 360,92 рейсов;
N = nвыв·Nнав= 1,60·14 = 22,4 рейсов;
следовательно
Коэффициент готовности судна определяется по формуле (13):
Свойства объекта, которым он должен удовлетворять в процессе эксплуатации регламентируются соответствующей документацией. Отклонение свойств объекта от нормальных условий в одних случаях рассматривается как дефект, в других – как неисправность. Так, применительно к корпусу судна принято говорить о дефектах, в то время как по отношению к механической части (двигатели, приборы и т. д.) часто употребляют термин «неисправность».
Развитие дефектов объекта может привести к отказу, то есть к утрате им эксплуатационных функций. При этом следует рассматривать раздельно отказ детали, отказ агрегата и отказ всего объекта водного транспорта.
Отказ детали может проявиться в виде механического разрушения или потери основных эксплуатационных свойств в результате необратимых физико-химических процессов.
Отказ агрегата является следствием отказа определяющих деталей или нарушения закономерностей их взаимодействия например, регулировки. В зависимости от степени взаимосвязи детали в агрегате ее отказ может как приводить к отказу всего агрегата или объекта, так и не приводить к таким отказам. Например, прикипание одного поршневого кольца несколько ухудшает работу двигателя, но не приводит к его отказу, в то время как поломка коленчатого вала влечет за собой отказ двигателя.
Отказ всего объекта представляет собой нарушение функционирования одного или группы деталей, при котором утрачивается возможность его использования по прямому назначению.
Вероятность отказа детали, агрегата или объекта в значительной степени зависит от надежности технических средств, совершенства степени их взаимодействия и наличия резервирования. Например, отказ судна может явиться следствием отказа одного или нескольких определяющих использование судна изделий, таких, как корпус, главный двигатель, рулевое устройство, движитель и некоторых других.
Отказы могут быть внезапные и постепенные. Внезапные отказы возникают в результате скрытого развития дефектов (структурные изменения, старение металла) или под воздействием внешних усилий, значительно превышающих расчетные, принятые при проектировании объекта (сжатие корпуса льдами, действие интенсивной динамической нагрузки: взрыва, удара, короткого замыкания). Постепенные отказы проявляются в равномерном изменении эксплуатационных параметров, приводящем затем к резкому переходу к предельному состоянию – состояние объекта при котором он либо вообще перестает функционировать, либо вероятность возникновения внезапного отказа становится недопустимо большой, что не позволяет гарантировать дальнейшее безотказное использование объекта.
Надежность объекта обусловливается его безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, а также долговечностью его частей. Кроме того, всякое изделие должно быть работоспособно, то есть должно выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации.
Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторой наработки без вынужденных перерывов.
Ремонтопригодность – свойство изделия, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Сохраняемость – свойство изделия сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение и после срока эксплуатации, установленного в технической документации.
Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.
Все рассмотренные свойства объекта представляют собой единый комплекс и находятся в постоянной взаимосвязи. Изменение одного или нескольких свойств приводит к изменению равновесного состояния объекта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.