Техническая эксплуатация объектов водного транспорта и управление качеством: Пособие по выполнению контрольной работы, страница 7

N0 = nр·Nнав= 25,78·14 = 360,92 рейсов;

N = nвыв·Nнав= 1,60·14 = 22,4 рейсов;

следовательно

 Коэффициент готовности судна определяется по формуле (13):

2.3 Влияние эксплуатации на надежность объекта

Свойства объекта, которым он должен удовлетворять в процессе эксплуатации регламентируются соответствующей документацией. Отклонение свойств объекта от нормальных условий в одних случаях рассматривается как дефект, в других – как неисправ­ность. Так, применительно к корпусу судна принято говорить о де­фектах, в то время как по отношению к механической части (дви­гатели, приборы и т. д.) часто употребляют термин «неисправ­ность».

Развитие дефектов объекта  может привести к отказу, то есть к утрате им эксплуатационных функций. При этом следует рассматривать раздельно отказ детали, отказ агрегата и отказ всего объекта водного транспорта.

Отказ де­тали может проявиться в виде механического разрушения или потери основных эксплуатационных свойств в результате необрати­мых физико-химических процессов.

Отказ агрегата является след­ствием отказа определяющих деталей или нарушения закономер­ностей их взаимодействия например, регулировки. В зависимости от степени взаимосвязи детали в агрегате ее отказ может как приводить к отказу всего агрегата или объекта, так и не приводить к таким отказам. Например, прикипание одного поршневого кольца несколько ухудшает работу двигателя, но не приводит к его отказу, в то время как поломка коленчатого вала влечет за собой отказ двигателя.

Отказ всего объекта представляет собой нарушение функционирования одного или группы деталей, при котором утрачивается возможность его использования по прямому назначению.

Вероятность отказа детали, агрегата или объекта в значительной степени зависит от надежности технических средств, совершенства степени их взаимодействия и наличия резервирования. Например, отказ судна может явиться следствием отказа одного или нескольких определяющих использование судна изделий, таких, как корпус, главный двигатель, рулевое устройство, движитель и некоторых других.

Отказы могут быть внезапные и постепенные. Внезапные отказы возникают в результате скрытого развития дефектов (струк­турные изменения, старение металла) или под воздействием внешних усилий, значительно превышающих расчетные, принятые при проектировании объекта (сжатие корпуса льдами, действие интенсивной динамической нагрузки: взрыва, удара, короткого за­мыкания). Постепенные отказы проявляются в равномерном изменении эксплуатационных параметров, приводящем затем к рез­кому переходу к предельному состоянию – состояние объекта при котором он либо вообще перестает функционировать, либо вероятность возникнове­ния внезапного отказа становится недопустимо большой, что не позволяет гарантировать дальнейшее безотказное использование объекта.

Надежность объекта обусловливается его безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, а также долговечностью его частей. Кроме того, всякое изделие должно быть работоспо­собно, то есть должно выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации.

Безотказность – свойство изделия сохранять работоспо­собность в течение некоторой наработки без вынужденных пере­рывов.

Ремонтопригодность – свойство изделия, заключаю­щееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов путем проведения технического обслужива­ния и ремонтов.

Сохраняемость – свойство изделия сохранять обусловлен­ные эксплуатационные показатели в течение и после срока эксплуатации, установленного в технической докумен­тации.

Долговечность – свойство изделия сохранять работоспо­собность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.

Все рассмотренные свойства объекта представляют собой еди­ный комплекс и находятся в постоянной взаимосвязи. Изменение одного или нескольких свойств приводит к изменению равновесного состояния объекта.