После установления значений множества М для всех показателей множества Р осуществляется их нормализация:
|
Тогда множество интегральных показателей качества может быть получено как произведение
F = K ∙ M: (29)
|
Оптимальным вариантом системы технической эксплуатации будет является вариант с максимальным значением интегрального параметра.
Пример.
В порту разработаны пять проектов систем технической эксплуатации транспортного судна. Требуется выбрать оптимальный вариант системы технической эксплуатации. Планируемые значения показателей технической эксплуатации, характеризующих предлагаемые варианты сведены в таблицу 3.
Таблица 3 – Показатели технической эксплуатации судна по вариантам
Показатель технической эксплуатации судна |
Значение показателя по вариантам |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Удельные затраты на техническую эксплуатацию, у.д.е./тыс. т·км |
112 |
69 |
166 |
190 |
111 |
Суммарные затраты на техническую эксплуатацию, тыс. у.д.е. |
600 |
800 |
200 |
400 |
500 |
Период предельного состояния судна, лет |
24 |
27 |
19 |
13 |
14 |
Коэффициент технического использования судна |
0,80 |
0,87 |
0,81 |
0,92 |
0,90 |
Проведенные изыскания показали, что наиболее приемлемым для порта вариантом системы технической эксплуатации является вариант для которого удельные затраты на техническую эксплуатацию составляют около 147 у.д.е./тыс. т·км; суммарные затраты на техническую эксплуатацию – около 495 тыс. у.д.е.; период предельного состояния судна – около 13,5 лет; коэффициент технического использования судна – около 0,85.
При выборе оптимального варианта учесть, что из перечисленных показателей для порта наибольшей значимостью обладает показатель «суммарные затраты на техническую эксплуатацию», значимость оценена экспертами на 5 баллов по пятибалльной шкале; показатель «коэффициент технического использования» – 4 балла; показатель «период предельного состояния судна» – 4 балла; показатель «удельные затраты на техническую эксплуатацию» – 2 балла.
Решение.
К выбору представлено 5 вариантов системы технической эксплуатации:
Каждый вариант характеризуется четырьмя показателями технической эксплуатации (абсолютными единичными показателями качества):
где Р1 – удельные затраты на техническую эксплуатацию; Р2 – суммарные затраты на техническую эксплуатацию; Р3 – период предельного состояния судна; Р4 – коэффициент технического использования судна.
Так как в примере заданы значения показателей приемлемые для порта, то их можно использовать как базовые показатели качества:
В зависимости от динамики показателя по формулам (19 или 20) для каждого варианта рассчитываются относительные показатели качества
Из рассматриваемых в примере абсолютных показателей качества положительную динамику имеют Р3, Р4, а отрицательную – Р1, Р2, следовательно
,
аналогично рассчитываются относительные показатели качества по абсолютным показателям Р2, Р3 и Р4. Тогда матрица относительных показателей качества имеет следующий вид:
Для того, чтобы выполнялось условие (22), бальную систему оценок важности показателей требуется привести к нормализованному виду в соответствии с формулой (28), так, например, коэффициент важности показателя Р1 (удельные затраты на техническую эксплуатацию) после нормализации принимает значение
Коэффициенты важности остальных показателей рассчитываются аналогично и составляют множество важностей показателей качества:
как видно, требование (23) соблюдается.
Интегральные показатели качества вариантов систем технической эксплуатации определяются по формулам (29, 30):
Как видно из полученного множества интегральных показателей качества, наименее приближенным к базовому варианту системы технической эксплуатации оказался вариант х2, а оптимальным вариантом является вариант х5.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.