Техническая эксплуатация объектов водного транспорта и управление качеством: Пособие по выполнению контрольной работы, страница 17

После установления значений множества М для всех показателей множества Р осуществляется их нормализация:

(28)

 

Тогда множество интегральных показателей качества может быть получено как произведение

F = K M:                                                (29)

(30)

 

Оптимальным вариантом системы технической эксплуатации будет является вариант с максимальным значением интегрального параметра.

Пример.

В порту разработаны пять проектов систем технической эксплуатации транспортного судна. Требуется выбрать оптимальный вариант системы технической эксплуатации. Планируемые значения показателей технической эксплуатации, характеризующих предлагаемые варианты сведены в таблицу 3.

Таблица 3Показатели технической эксплуатации судна по вариантам

Показатель технической

эксплуатации судна

Значение показателя по вариантам

I

II

III

IV

V

Удельные затраты на техническую эксплуатацию, у.д.е./тыс. т·км

112

69

166

190

111

Суммарные затраты на техническую эксплуатацию, тыс. у.д.е.

600

800

200

400

500

Период предельного состояния судна, лет

24

27

19

13

14

Коэффициент технического использования судна

0,80

0,87

0,81

0,92

0,90

Проведенные изыскания показали, что наиболее приемлемым для порта вариантом системы технической эксплуатации является вариант для которого удельные затраты на техническую эксплуатацию составляют около 147 у.д.е./тыс. т·км; суммарные затраты на техническую эксплуатацию – около 495 тыс. у.д.е.; период предельного состояния судна – около 13,5 лет; коэффициент технического использования судна – около 0,85.

При выборе оптимального варианта учесть, что из перечисленных показателей для порта наибольшей значимостью обладает показатель «суммарные затраты на техническую эксплуатацию», значимость оценена экспертами на 5 баллов по пятибалльной шкале; показатель «коэффициент технического использования» – 4 балла; показатель «период предельного состояния судна» – 4 балла; показатель «удельные затраты на техническую эксплуатацию» – 2 балла.

Решение.

К выбору представлено 5 вариантов системы технической эксплуатации:

Каждый вариант характеризуется четырьмя показателями технической эксплуатации (абсолютными единичными показателями качества):

где Р1 – удельные затраты на техническую эксплуатацию; Р2 – суммарные затраты на техническую эксплуатацию; Р3 – период предельного состояния судна; Р4 – коэффициент технического использования судна.

Так как в примере заданы значения показателей приемлемые для порта, то их можно использовать как базовые показатели качества:

В зависимости от динамики показателя по формулам (19 или 20) для каждого варианта рассчитываются относительные показатели качества

Из рассматриваемых в примере абсолютных показателей качества положительную динамику имеют Р3, Р4, а отрицательную – Р1, Р2, следовательно

          ,

аналогично рассчитываются относительные показатели качества по абсолютным показателям Р2, Р3 и Р4. Тогда матрица относительных показателей качества имеет следующий вид:

Для того, чтобы выполнялось условие (22), бальную систему оценок важности показателей требуется привести к нормализованному виду в соответствии с формулой (28), так, например, коэффициент важности показателя Р1 (удельные затраты на техническую эксплуатацию) после нормализации принимает значение

Коэффициенты важности остальных показателей рассчитываются аналогично и составляют множество важностей показателей качества:

как видно, требование (23) соблюдается.

Интегральные показатели качества вариантов систем технической эксплуатации определяются по формулам (29, 30):

Как видно из полученного множества интегральных показателей качества, наименее приближенным к базовому варианту системы технической эксплуатации оказался вариант х2, а оптимальным вариантом является вариант х5.