Техническая эксплуатация объектов водного транспорта и управление качеством: Пособие по выполнению контрольной работы, страница 3

 


Продолжение рисунка 2


Выбор конкретного показателя, отражающего степень реализации объекта, осуществляется исходя из целей анализа. С помощью показателя указанного в примере оценивается эффективность общих затрат на техническую эксплуатацию и обслуживание того или иного судна. Он характеризует как бы технико-экономическую конкурентоспособность судов данной серии в сравнении с судами других серий или одного судна в сравнении с другими.

2)     Удельные затраты на ремонт – отношение среднегодовых затрат на ремонт объекта к одному из количественных показателей его эксплуатации. Важно отметить, что затраты на ремонт могут фигурировать и в первом показа­теле, но выделяются они из него сознательно, так как среди других затрат на техническую эксплуатацию, как правило, не имеющих тенденции к значительным колебаниям, затраты на ремонт могут ощутимо меняться, характеризуя тем самым действующую систему технического обслуживания объекта.

3)     Коэффициент технического использования объекта – отношение эксплуатационного времени к календарному за отчетный период. Поскольку все меры и средства технического обслуживания должны обеспечить работу объекта водного транспорта в течение максимально возможного времени без вывода его из эксплуатации на ремонт, этот показатель дает количественную оценку усилиям кадров, занятым технической эксплуатацией, для заданной степени надежности объектов водно-транспортной системы.

4)  Техническое состояние объекта – степень физического износа и морального старения объекта системы. Учитывая, что в натуральном или денежном выражении два данных аспекта технической эксплуатации выразить затруднительно, рекомендуется оценивать их в баллах на основании методов экспертных оценок, или других эвристических методов.

Указанными показателями исчерпывается перечень принятых основных показателей технической эксплуатации. Как видно, в них отражены важнейшие параметры, характеризующие тех­ническую эксплуатацию отдельного объекта водного транспорта: степень эффективности использования объекта, его техническое состояние как результат ухода и содержания и, наконец, размеры зат­рат посредством которых достигается это состояние.

Перечень же исходных показателей технической эксплуатации объектов водно-транспортных систем очень обширен, что определяется широчайшей номенклатурой этих объектов (рисунок 2), их отдельных элементов и конкретных задач технической эксплуатации, направленных на эффективное использование данных элементов и, соответственно, на эффективную эксплуатацию всей водно-транспортной системы.

Методику расчета вышеуказанных показателей технической эксплуатации можно рассмотреть на примере.

Пример.

Требуется определить значения основных показателей технической эксплуатации транспортного судна, эксплуатирующегося в течение 14-ти лет. Статистически установлено, что за данный период судно периодически выводилось из эксплуатации вследствие отказов, основными причинами которых являлись технические неисправности механизмов и систем судна,  неис-

правности и недостатки судоходной обстановки, а так же неисправности портового оборудования и недостатки технологии выполнения портовых операций. Вероятность отказа судна в результате технических неисправностей судового оборудования, механизмов и систем pтнс составляет 0,022; в результате неисправностей и недостатков судоходной обстановки: pнсо=0,011; в результате неисправностей портового оборудования и недостатков технологии выполнения портовых операций: pнпо=0,029. Средняя продолжительность вывода судна из эксплуатации составила 2,1 суток.

Продолжительность навигационного периода в районе плавания в котором эксплуатировалось судно tнав составляет 214 суток, а средняя продолжительность выполняемого судном рейса tр = 8,3 суток. Данное судно за весь период эксплуатации выполнило транспортную работу в размере 196,9 млн. т·км.

За период эксплуатации судна по отношению к нему регулярно реализовывались мероприятия технической эксплуатации суммарные затраты на которые составили 736,6 тыс. у.д.е., среди которых затраты на различные виды ремонта – 574,1 тыс. у.д.е.