ГЛАВА 3. УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
3.1. Характеристика учебного модуля
Данный учебный модуль разработан для средней школы и предназначен для 8-11 классов. На практике же он был предложен учащимся 10-11 классов.
Основные цели. Расширение представлений учащихся об иррациональном числе.
Задачи.
Получить представление об истории возникновения понятия.
Описание структуры.
На первом этапе рассматривается тема «Число – отношение величин». Здесь учащиеся решают ряд задач, требующих определения отношения величины (измеряемого объекта) и мерки, причем величина измеряется разными мерками. Дается серия аналогичных ситуаций. В результате обсуждается, что при изменении основания счета изменяется и числовая характеристика объекта. Обсуждается, что число – это отношение величины к мерке выбранной произвольно.
Второй этап был разбит нами на ряд тем: соизмерение величин, процедура антифарейсиса, несоизмеримые величины. Задача первой темы состояла в изучении понятия соизмеримости. Занятие начиналось с обсуждения этого понятия и объяснения учителя. Затем дети перешли к решению задач на соизмерение величин, т.е. нахождение наибольшей общей меры. В ходе решения этих задач выходят на алгоритм Евклида (процедуру антифарейсиса). Это происходит следующим образом: идея процедуры антифарейсиса обсуждается на схеме «отнятия квадратов». Далее школьники записывают процедуру антифарейсиса в общем виде. Затем обсуждается, какое может быть максимальное число «отнятия квадратов», может ли оно быть бесконечным.
Учитель предлагает применить этот способ для стороны и диагонали единичного квадрата и найти наибольшую общую меру (в ходе соизмерения несколько раз увеличивается масштаб). Записывается соответствующая цепная дробь. Обсуждается эта цепная дробь, обращаем внимание на ее периодичность. Тем самым учащиеся приходят к выводу, что данные величины несоизмеримы.
Далее в ходе обсуждения выходим на то что существуют числа иной природы. Содержание беседы: 1) отношение соизмеримых величин – это рациональное число; 2) отношение несоизмеримых величин нельзя выразить рациональным числом; 3) отношение несоизмеримых величин выражается иррациональным числом.
Основные формы работы.
В ходе работы с учащимися использовались такие формы работы как фронтальная беседа, самостоятельная работа, лекция.
Фронтальная беседа применялась для того чтобы установить с учащимися обратную связь, для того чтобы привлечь учащихся к самостоятельным рассуждениям, и для того чтобы видеть понимание и непонимание учащихся. Такая форма работы как лекция использовалась в том случае, когда необходимо было донести до учащихся незнакомую им информацию.
3.2. Проект учебного модуля
Содержание:
Тема 1. Число- отношение величин.
Тема 2.Соизмерение величин, отыскание наибольшей общей меры.
Процедура антифайресиса.
Тема 3. Несоизмеримые величины.
Тема 1. Число-отношение величин.
Задание 1. Запишите результат следующего отношения для каждого из четырех случаев.
Обсуждение. Величина АВ постоянная, почему же в каждом из четырех случаев получаем разный результат?
Ученики:
- «один» разный…
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.