Обыкновенной
непрерывной дробью
называется выражение вида: 
где a, b, c, d и т.д. целые положительные числа.
Таковы, например, дроби:
 ;
 ;    
Теорема. Каждое положительное вещественное число можно однозначно представить в виде обыкновенной непрерывной дроби (цепной дроби) [].
Например:             
Аппарат непрерывных дробей совершенно не допускает выполнение достаточно простых арифметических действий.
Способ представления иррационального числа как элементов геометрической фигуры
Число рассматривается как отношение величин.
Отношение двух отрезков находится с помощью алгоритма Евклида. При последовательном делении возникают два случая:
1) последний отрезок в алгоритме Евклида будет равен нулю, а предыдущий будет общей мерой двух отрезков;
2) деление будет продолжаться бесконечно, т.е. не будет остатка равного нулю. Общая мера будет отсутствовать.
В первом случае длины отрезков называются соизмеримыми, а их отношение можно представить в виде обыкновенной дроби и назвать – рациональным числом. Во втором случае – отношение отрезков является несоизмеримым и выражается иррациональным числом.
Например: сторона и диагональ квадрата – несоизмеримы.
2.2. Анализ введения понятия иррационального числа в существующих курсах
Для анализа я взяла следующие работы:
1) Фихтенгольц Г. М. «Основы математического анализа»;
2) Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров «Алгебра, 8 класс»;
3) Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницин Ю.П. и др. «Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 класса»;
4) Перебаева А.А. «Понятие рационального и Иррационального числа (факультативный курс для 7-8 классов): дипломная работа».
1) Фихтенгольц Г.М.
«Основы математического анализа». Глава «Вещественные числа», начинается
следующим образом: «…потребности элементарной математики приводят к
необходимости расширения этой числовой области.  Действительно среди
рациональных чисел не существует зачастую корней даже из целых положительных
(натуральных) чисел, например  …». Далее идет
доказательство того, что
…». Далее идет
доказательство того, что  – нерациональное
число. Но одновременно с этим говорится о том, что если бы мы оставались в
области одних лишь рациональных чисел, то в геометрии не все отрезки могли бы
быть снабжены длинами. Это утверждение подтверждается на примере квадрата со
стороной равной единице длины.
 – нерациональное
число. Но одновременно с этим говорится о том, что если бы мы оставались в
области одних лишь рациональных чисел, то в геометрии не все отрезки могли бы
быть снабжены длинами. Это утверждение подтверждается на примере квадрата со
стороной равной единице длины.
Исходя из этого, ставится и задача этой главы: расширить область рациональных чисел, присоединив к ним числа новой природы - иррациональные.
Излагая теорию иррациональных чисел, Фихтенгольц Г.М. следует Дедекинду, т.е. рассматривает иррациональное число как сечение в области рациональных чисел.
Особенность этого курса введения понятия иррационального числа в том, что Фихтенгольц излагает не историю развития понятия, а работает с готовой теорией Дедекинда. Фихтенгольц строит конструкцию, а не метод. Данная конструкция решает задачу, но не является очевидной, следовательно непосредственно для введения понятия иррационального числа использована быть не может.
2)Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров «Алгебра, 8 класс».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.