Моделирование электромеханических переходных процессов на ЭВМ: Учебное пособие (Описания лабораторных работ на ЭВМ, выполняемых студентами по дисциплине «Устойчивость узлов нагрузки»), страница 10

          Устойчивость асинхронного двигателя обычно определяют по характеристикам электромагнитной мощности двигателя Pd=f(s) и мощности тормозного момента производственного механизма Pт=f(s)  (рис. 4).  Характеристики имеют две точки пересечения а и б, причем в точке а режим устойчивый, так как при возмущении с ростом скольжения s растет и ускоряющая избыточная мощность двигателя, поэтому скорость двигателя начинает возрастать, скольжение - уменьшаться и первоначальный режим восстанавливается. А в точке б возникает тормозящая избыточная мощность, скольжение продолжает расти и двигатель останавливается. Точка а будет рабочей точкой двигателя, которой соответствует мощность Р0 и скольжение s0.

          Если напряжение на шинах снижается, то уменьшается максимальная мощность двигателя Pmax и рабочая точка смещается в сторону увеличения скольжения.

Рис. 4. Характеристики асинхронного двигателя и нагрузки

Область устойчивой работы асинхронного двигателя при снижении напряжения на двигателе зависит от вида характеристики мощности тормозного момента PT =f (s).

          Если характеристика PT = const, то критерий устойчивости двигателя имеет вид

                                                          ,                                                                  (11)        

т.е. предельным режимом, с точки зрения устойчивости, является точка sкр, где характеристика Pd =f (s) достигает максимального значения.

          Если характеристика мощности тормозного момента PT =f (s) имеет падающий характер, то критерием статической устойчивости двигателя является положительный знак избыточной мощности (dP=dPd-dPт)  при увеличении скольжения s , т.е. условие [4]

                                             .                                                          (12)

В этом  случае характеристика PT =f (s) имеет отрицательную производную  и устойчивая работа двигателя возможна в некоторой области за максимумом функции Pd =f (s) при  . На рис. 5  приведены характеристики асинхронного двигателя и нагрузки для предельного случая. При снижении напряжения на двигателе до Uпред обе характеристики будут иметь только одну общую точку при скольжении sпред , которое лежит в диапазоне  1> sпред> sкр .

В курсах  “ Электрические машины ”  и  “ Электропривод ” для асинхронных двигателей обычно строят механические характеристики моментов, а не мощностей  ( Md =f (s) и MT = f (s)) .

В лабораторных работах также исследуются характеристики моментов, только построенные в относительных единицах ( md =f (s) и mT = f (s) ).

      Рис. 5. Характеристики асинхронного двигателя и нагрузки для предельного случая  (Uпред)

На рис. 6 приведены два вида механических характеристик момента сопротивления нагрузки, построенных в относительных единицах [5]:

          а) mT = const ;

б) mT = mтр + (кЗ – mтр)×(1-s)g ,                                                                                   (13)

где mтр – начальный момент трения при s=1; кЗ - коэффициент загрузки двигателя  ( ); g- показатель степени, характеризующий механизм.

       Рис. 6. Механические характеристики асинхронного двигателя и нагрузки

Показатель g принимает значения от 0 до 3. Характеристики с постоянным моментом сопротивления (g=0) имеют транспортеры, шаровые мельницы; линейную зависимость (g=1) имеет система двигатель-генератор; показатель g=2 – у вентиляторов,  насосов,  а  в  некоторых  случаях  показатель  степени  может дости-

гать g=3.

          Механическую характеристику асинхронного двигателя в относительных единицах с достаточной для практических расчетов точностью можно построить по формуле [6]

                                                      ,                                                      (14)               

где q-параметр, он определяется по формуле

 .

Причем при s<sкр следует принять q=0 и формула (14) преобразуется в формулу Клосса  [5]:

                                                    .                                                            (15)