Норма отдачи для общества – это сумма двух элементов – норма отдачи для индивидуума и норма отдачи для государства в лице правительства. Во всех странах мира – расходы на образование – элемент государственной политики (все расходы часто берет государство).
Госудаоство заинетересовано в образовании общества по следующим причинам:
§ Упреждающий маневр, позволяющий решить проблему структурной безработицы.
§ Грамотное население меньше связано с криминальными структурами.
На рубеже 94-95 годов численность студентов возросла, так как перед ними стала проблема – либо безработный, либо учиться ® много частных ВУЗов. Всего в 98-99 годах зарегистрировано 980 ВУЗов, из них всего 540 государственные. Работодатели предпочитают нанимать выпускника государственного ВУЗа.
Два свойства человеческого капитала приводят к недостаточности его накопления с точки зрения общества:
§ Люди готовы получать образование даже на заемные деньги, но в отличие от фирм, люди не всегда готовы вернуть этот долг.
§ Накопление человеческого капитала связано с появлением положительных внешних эффектов: хорошие работники готовы делиться знаниями с сослуживцами, но поскольку такие работники не получаютдолжного вознаграждения они тоже теряют стимулы накапливать человеческий капитал, поэтому в обществе желают проведения такой макроэкономической политики, которая способствует накоплению человеческого капитала.
Теория человеческого капитала во второй половине XX века связана с теорией экономического роста. Существует множество теорий, которые увязывают две теории:
1. Подход Д. Ромера
2. Учет человеческого капитала в производственной функции, где используется разложение Солоу.
Первый подход
Отличие между человеческим капиталом и знаниями: каждый индивид живет конечное число лет – он аккумулирует человеческий капитал; с его смертью человеческий капитал исчезает, а знания бессмертны.
Четыре основных фактора затрат:
§ Физический капитал
§ Труд
§ Человеческий капитал
§ Уровень технологии
Взаимосвязь теории человеческого капитала предполагает цепочку: образование ® человеческий капитал ® производительность ® заработная плата.
Теория человеческого капитала у Ромера связывает вложения с производительностью и заработками. Можно сделать следующие выводы из его модели:
§ Запас человеческого капитала определяет темп экономического роста.
§ Весьма важен человеческий капитал в науке.
Второй подход
Производственная функция Y = AKaL1-a. Запишем разложение этой функции по Солоу:
Если производственная функция записана с учетом человеческого капитала – Y = AF(K, H, L), a+b+g=1, тогда разложение по Солоу примет следующий вид:
Постоянный эффект от масштабов использования физического, человеческого капиталов и труда соответствует случаю, когда a+b+g=1. При этом интерпретация технического прогресса в этом случае будет следующей:
,
таким образом, a’ учитывает накопление человеческого капитала. Чем выше больше сбережений направляет страна на инвестирование в человеческий капитал, тем выше темп ее развития.
Разложение пор Солоу используется, чтобы показать, что пропасть между бедными и богатыми странами велика, следовательно, им нужно инвестировать в человеческий капитал (но это сложно, так как нужно инвестиции перераспределять из социальной сферы, но так как существует большой лаг отдачи вложений).
Компенсационная разница в заработной плате
Все работы разнородные. Теория индивидуального выбора работы учитывает, что при прочих равных условиях (уровень квалификации, пол, возраст, регион), занятые в худших условиях будут получать заработную плату большую, чем работающие в лучших условиях.
Теория индивидуального выбора базируется на:
§ Максимальной полезности
§ Информированность работников (работник представляет условия труда при выборе работы ® требует соответствия заработной платы)
§ Мобильность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.