Бюджетное ограничение на протяжении жизненного цикла выглядит следующим образом:
,
где r – рыночная ставка процента, Y – весь нетрудовой доход.
Из условия максимизации первых производных мы находим:
,
где Xt – потребление в период t, Ht – количество рабочих часов в период времени t.
Потребитель старается максимизировать функцию потребления при бюджетном ограничении. Предполагается, что w растет экзогенно, i = 0. Было показано, что индивид работает больше всего тогда, когда заработная плата максимальна. Эффект роста заработной платы на потребление зависит от того является ли досуг и товар комплиментами. U’LX > 0, или субститутами U’LX < 0. Если они комплиментарные, то периоды высоких заработков будут совпадать с периодами низкого потребления, если же нет, то периоды высокой заработной платы будут периодами высокого потребления.
Пик высоких заработков для работника по найму в США достигается к 45-50 годам.
Поэтому же принципу определяется оптимальный возраст выхода на пенсию: здесь учитываются три основных фактора:
· Суммарный доход, который человек может получить в течение оставшейся жизни.
· Изменение в этой сумме, если выход на пенсию откладывается.
· Оценка индивидом полезности досуга и благ, которые можно купить за деньги.
Инвестиции в человеческий капитал
Понятие человеческого капитала
Г. Беккер в 1964 году получил за разработку теории человеческого капитала нобелевскую премию.
Человеческий капитал представляет собой ценность приносящего дохода, воплощенную в индивидуумах (природные способности, талант, здоровье, приобретенное образование, привычки).
Инвестиции в человеческие с целью повышения их производительности называются инвестициями в человеческий капитал. Работники осуществляют три типа инвестиций:
· В образование и обучение
· В связи с миграцией
· В здравоохранение
Общие черты и различия между человеческим и физическим капиталом:
· Человеческий капитал в отличии от физического не является обеспечением при займи и не может быть диверсифицирован (индивид приобретает образование на свой риск), он может быть обесценен.
· Затраты, связанные с инвестициями на человеческий ресурс можно разбить на три группы:
– Прямые издержки (плата за обучение, расходы на книги)
– Альтернативные издержки (упущенный заработок)
– Издержки неденежного характера (моральный ущерб)
Самый распространенный метод количественной оценки человеческого капитала – это капитализация будущих доходов:
,
где Bi – разница в заработках выпускника колледжа и школы
r – текущая ставка процента
T – число лет, в течение которых осуществляется инвестирование в образование
C – общие расходы на образование
Инвестирование в образование
Принятие решений об инвестировании требует сопоставление суммы прямых и альтернативных издержек с величинами будущих выгод от более высокого уровня образования.
Величину А, которая состоит из заработной платы + различные вознаграждения работник получает сразу, величину же B он может получить только если получит необходимое образование.
Формализованная модель выбора инвестиционных решений об образовании позволяет сделать выводы:
1. Вероятность поступления в ВУЗы индивидов, ориентированных на текущий момент меньше, чем людей ориентированных на перспективу.
2. На решение об инвестировании образования оказывает влияние эффект возраста.
3. Инвестиции в человеческий капитал являются наиболее вероятными при низких издержках.
4. Спрос на образование положительно связан с возрастанием заработков и моральными выгодами от учебы в ВУЗах.
Существуют два способа оценки инвестиционных решений:
· Метод приведения текущей стоимости
· Метод внутренней нормы отдачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.