Введение в экономику труда. Нерыночные факторы регулирования рынка труда. Инвестиции в человеческий капитал. Воздействие государства на спрос и предложение труда, страница 10

               Бюджетное ограничение на протяжении жизненного цикла выглядит следующим образом:

,

где r – рыночная ставка процента, Y – весь нетрудовой доход.

               Из условия максимизации первых производных мы находим:

,

где Xt – потребление в период t, Ht – количество рабочих часов в период времени t.

               Потребитель старается максимизировать функцию потребления при бюджетном ограничении. Предполагается, что w растет экзогенно, i = 0. Было показано, что индивид работает больше всего тогда, когда заработная плата максимальна. Эффект роста заработной платы на потребление зависит от того является ли досуг и товар комплиментами. U’LX > 0, или субститутами U’LX < 0. Если они комплиментарные, то периоды высоких заработков будут совпадать с периодами низкого потребления, если же нет, то периоды высокой заработной платы будут периодами высокого потребления.

Пик высоких заработков для работника по найму в США достигается к    45-50 годам.

Поэтому же принципу определяется оптимальный возраст выхода на пенсию: здесь учитываются три основных фактора:

·  Суммарный доход, который человек может получить в течение оставшейся жизни.

·  Изменение в этой сумме, если выход на пенсию откладывается.

·  Оценка индивидом полезности досуга и благ, которые можно купить за деньги.

 


Инвестиции в человеческий капитал

Понятие человеческого капитала

               Г. Беккер в 1964 году получил за разработку теории человеческого капитала нобелевскую премию.

               Человеческий капитал представляет собой ценность приносящего дохода, воплощенную в индивидуумах (природные способности, талант, здоровье, приобретенное образование, привычки).

               Инвестиции в человеческие с целью повышения их производительности называются инвестициями в человеческий капитал. Работники осуществляют три типа инвестиций:

·  В образование и обучение

·  В связи с миграцией

·  В здравоохранение

Общие черты и различия между человеческим и физическим капиталом:

·  Человеческий капитал в отличии от физического не является обеспечением при займи и не может быть диверсифицирован (индивид приобретает образование на свой риск), он может быть обесценен.

·  Затраты, связанные с инвестициями на человеческий ресурс можно разбить на три группы:

–  Прямые издержки (плата за обучение, расходы на книги)

–  Альтернативные издержки (упущенный заработок)

–  Издержки неденежного характера (моральный ущерб)

Самый распространенный метод количественной оценки человеческого капитала – это капитализация будущих доходов:

,

где Bi – разница в заработках выпускника колледжа и школы

   r – текущая ставка процента

   T – число лет, в течение которых осуществляется инвестирование в образование

   C – общие расходы на образование

Инвестирование в образование

               Принятие решений об инвестировании требует сопоставление суммы прямых и альтернативных издержек с величинами будущих выгод от более высокого уровня образования.

 


               Величину А, которая состоит из заработной платы + различные вознаграждения работник получает сразу, величину же B он может получить только если получит необходимое образование.

               Формализованная модель выбора инвестиционных решений об образовании позволяет сделать выводы:

1.  Вероятность поступления в ВУЗы индивидов, ориентированных на текущий момент меньше, чем людей ориентированных на перспективу.

2.  На решение об инвестировании образования оказывает влияние эффект возраста.

3.  Инвестиции в человеческий капитал являются наиболее вероятными при низких издержках.

4.  Спрос на образование положительно связан с возрастанием заработков и моральными выгодами от учебы в ВУЗах.

Существуют два способа оценки инвестиционных решений:

·  Метод приведения текущей стоимости

·  Метод внутренней нормы отдачи